Дата публикации: 17.02.2022
Автор: Брюханова Оксана Валерьевна,
воспитатель,
МАДОУ 5 п.Черёмухово
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, период закладывания нравственных основ, которые делают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, учат их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
В последнее десятилетие проблема творческого, духовно – нравственного развития стоит на одном из первых мест. Это вызвано тем, что в культуре появились новые взгляды, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последнее время. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети стали меньше читать, посещать театры, кино. И верно ли утверждение, что в этом виноваты современные гаджеты, на которые ссылаются родители? Трудно представить себе, но в этом виноваты только родители, которые в свое время не привили ребенку любовь к чтению, театрам, балету, хорошему кино.
И нам, воспитателям детских садов, надо постараться разрешить эту проблему. Ведь маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т. е. постепенно настраиваются на творческий лад.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка. Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой.
Работа образовательной организации по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится нами на ознакомление с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью. В эту работу входит организация уголков ряженья, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки, заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений. Знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными инструментами. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.
- с помощью театральныхигр и мини – спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей;
- обыгрывая русские народные сказки, позволяет большему раскрытию потенциала детей, как маленьких артистов, героев сказки;
- в играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа.
Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», и т. д.)
При отборе фольклорного материала опираюсь на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняю наглядный материал: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, маски. Также привлекаются и родители, для помощи в изготовлении атрибутов.
Можно сделать вывод, что культурное наследие народа - огромное богатство, которым нужно правильно научиться распоряжаться каждому, владеть им так, чтобы не растерять, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец для подражания. Эти истины на протяжении многих веков отшлифованы, проверены на практике нашими предками. И наша задача как педагогов, передать всю мудрость народа не растеряв ни крупицы, нашим детям. Вложить не в голову, а в душу, ведь патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».
Список литературы:
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
2. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд. — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 208 с.
3.Д 38 Детская энциклопедия : Александр Невский : [познават. журн. для девочек и мальчиков] / ред. В. Поляков. — М. : Аргументы и факты, 2009. — 48 с..
4.М.Д. Маханева Занятия по театрализованной деятельности в детском саду