Дата публикации: 19.02.2022
Автор: Деркунская Юлия Викторовна,
Воспитатель,
МБДОУ»Центр развития ребёнка - д/с № 8» г.Владивостока
Цель:
Установить причину возникновения статического электричества.
Образовательные задачи:
обобщать знания детей об электричестве;
расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
вызывать радость открытий, полученных из опытов;
воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование к занятию:
Материалы, используемые в ходе беседы:
иллюстрации электроприборов;
изображение потока воды в реке, движение тока по проводам;
конструктор «Знаток»;
песня для физкультминутки из мульфильма «Фиксики»- «Помогатор».
Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:
пластмассовые трубочки;
кусочки шерстяной ткани;
пластмассовые расчески;
кусочки бумаги;
конфетти.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов.
Ход ООД.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети встают в полукруг
Воспитатель:
Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас дети, ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?
Воспитатель:
А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)
Будем жарить мы котлеты.( сгибание безымянных пальцев)
Мясорубку мы возьмем ( вращение средних пальцев вокруг друг друга)
Быстро мясо провернем. ( вращение указательных пальцев вокруг друг друга)
Миксером взбиваем дружно ( вращение больших пальцев )
Все, что нам для торта нужно, ( соединение мизинцев)
Чтобы торт скорей испечь, ( соединение безымянных пальцев)
Включим мы электропечь. ( соединение средних пальцев)
Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)
Жить без них нам было б худо. ( Пожимаем плечами)
Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?
Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.
3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ.
Воспитатель: Дети! А что такое электроприборы?
Ребенок: Электроприборы наши верные помощники. Они выполняют разнообразную домашнюю работу.
Воспитатель: Правильно. А с помощью чего работают все электроприборы?
Ребенок: Это сложные устройства, которые питаются электричеством.
Воспитатель: Хорошо. А какую домашнюю работу они выполняют?
Ребенок: Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы.
Воспитатель: Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!
4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО».
Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было».
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.
Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.
5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.
Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает?
Ребенок: Это то, что течёт по проводам.
Ребенок: Поток частиц- Электронов.
Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно ответили. А теперь давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.
6. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, а скажите мне электричество опасно?
РЕБЕНОК: Да, электричество очень опасно. С ним нужно обращаться очень аккуратно.
Воспитатель: Правильно, электричество очень опасно. Но электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то я вам предлагаю превратиться в волшебников.
Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.
В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.
ОПЫТ 1.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит?
Дети: Нет
Воспитатель:Как же заставить бабочек притянуться к палочке?
Предположения детей.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками?
Дети: Бабочки притянулись к палочке
Воспитатель: Как же палочка стала электрической?
Дети: Её натёрли кусочком ткани
Воспитатель: А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?
Дети: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани.
Воспитатель: Правильно! Молодцы вы поймали электричество.
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
ОПЫТ 2.
Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.
Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?
Дети: нет.
Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?
Дети: Конфетти прилипло к расческе.
Воспитатель: Правильно, ребята! Какой же вывод можно сделать?
Дети: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.
Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?
Дети: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.
- ФИЗМИНУТКА.
- Работа с конструктором «Знаток».
Воспитатель: А сейчас я вам ребята предлагаю стать настоящими электриками. И собрать электрическую цепь с лампочкой. Но прежде давайте вспомним названия деталей конструктора.
Дети: В конструкторе есть провода, отсек для батареек, патрон для лампочки, выключатель, лампочка.
Воспитатель: С чего же мы начнем собирать электрическую цепь?
Дети: Мы возьмем провода, соединим ими патрон для лампочки, выключатель, отсек для батареек. Затем вкручиваем в патрон лампочку. И включаем выключатель. Если лампочка загорелась, значит цель собрана верно.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь приступайте к работе.
Дети собирают электрическую цепь с лампочкой.
Воспитатель: Итак, молодцы ребята. Вы все правильно собрали электрическую цепь. У вас у всех загорелась лампочка. Вот по принципу такой электрической цепи работают все фонарики.
10. ИТОГ.
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве?
Дети: Бывает опасное и неопасное.
Воспитатель: Что больше всего понравилось вам?
Дети: собирать электрическую цепь.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: ток есть в наших волосах и шерстяных тканях.
Воспитатель: О чем расскажите мамам и папам?
Ответы детей.
11. РЕФЛЕКСИЯ.
Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.
Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.
Дети крепят ладошки.