Дата публикации: 21.02.2022
Автор: Фесенко Наталья Владимировна,
воспитатель,
г. Ессентуки МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»
Краткосрочный проект во второй младшей группе
«Мамин день!»
Название проекта «Мамин день!»
Тип проекта:
- познавательно-творческий
Участники проекта:
- дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации проекта:
- краткосрочный (двухнедельный).
Виды детской деятельности:
- игровая, познавательная, продуктивная.
Цель:
- Воспитывать чуткое, доброе, заботливое отношение к маме и бабушке.
Задачи:
- Дать детям представление о празднике Маминого дня.
- Воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к своей маме, бабушке: желание помогать им, радовать их своими добрыми поступками и делами.
- Развивать творческие способности воспитанников: привлекать детей к подготовке праздника, к изготовлению подарков мамам и бабушкам – поздравительных открыток.
Актуальность:
Господь не может поспеть всюду одновременно,
и поэтому он создал матерей.
Один из праздников, которые мы отмечаем в детском саду - это праздник Женский день - 8 марта. При подготовке к празднику возникло желание поработать над проектом « Мамин день».
Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться им в любви, но мы знаем, пока у нас есть мама - мы находимся под защитой ангела-хранителя. В ее сердце живёт к своим детям бесконечная любовь, тревога и всепрощение. Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами, преподносить подарки, сделанные своими руками, которые они, несомненно, будут хранить долго, и вспоминать своего малыша с радостью и любовью.
Работа с родителями
- Организация и участие родителей в оформлении стенгазеты «С праздником дорогие мамы и бабушки!».
- Консультации для родителей «Как воспитать помощника»; «Рисуем, клеим, лепим».
- Домашнее задание для родителей - лепка с детьми « Веточка мимозы» для бабушки.
- Мастер-класс для пап с детьми - подарок для мамы аппликация «Добрые ладошки».
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
- разработка стратегии реализации проекта;
- организация стен - газеты «С праздником дорогие мамы и бабушки»;
- создание необходимых условий для реализации проекта: подбор материала, игрушек, атрибутов к игровой, театрализованной деятельности, дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Мамин день»;
- перспективное планирование проекта.
II этап – основной (практический):
- Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов работы по формированию знаний детей о празднике.
III этап – заключительный:
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление стенгазеты для мам и бабушек
«С праздником дорогие мамы и бабушки».
- Показ родителям видеоролика с участием воспитанников
« Мама - самая красивая».
- Проведение итогового мероприятия – праздничный утренник «Славный праздник, наших мам».
План реализации проекта:
Образовательная область |
Содержание. Цель мероприятия |
Интеграция |
Социально-коммуникативное развитие.
|
Сюжетно-ролевые игры 1. Цель: закреплять знание детей о столовой посуде, как встречать гостей, воспитывать культуру поведения за столом, активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел, формировать начальные навыки ролевого поведения. 2. Цель: учить детей создавать игровые ситуации с куклами. Актуализировать знания о правилах личной гигиены, необходимых для водных процедур. 3.Цель: дать представление детям о безопасном поведении при встрече с чужими людьми.
|
1.« Куклы подружки в гостях у Леры и Насти »
2.«Мама купает дочку»
3. Беседа: «Близкие и чужие люди. Кто они?» |
Речевое развитие |
1.Цель: рассказывать детям о празднике, о том, кого поздравляют в этот день, познакомить с соответствующими речевыми конструкциями. 2.Цель: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Обсудить с детьми, почему козлятки попали в беду, познакомить с элементарными правилами безопасности. Которое необходима соблюдать, находясь дома. |
1.Беседы: «Я и мама», «Мамы есть у всех», «Моя любимая мама», «Как я помогаю маме», «В деревне у бабушки».Заучивание и чтение стихотворений о маме, бабушке. 2. Игра-драматизация по сказке |
Познавательное развитие
|
1.Цель: обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей; развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать). 2. Цель: учить детей подбирать детали для составления конструкции по образцу, использовать разные комбинации детей, правильно называть их. Формировать умение взаимодействовать с товарищами в ходе работы, обыгрывать постройки. 3. Цель: закрепление знаний о домашних животных ( детенышах и их мамах ), формирование доброжелательного отношения к животному миру. |
Дидактические игры: « Кто чей Малыш?»; «Составь узор» Игры-лабиринты: «Помоги мышке дойти к маме»; «Помоги цыплёнку найти маму»; «Помоги утёнку найти утят» Разрезные картинки: «Собери букет»; «Платья для мамы и дочки» 2. Конструктивная деятельность: 3. Просмотр презентации: « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны » |
Художественно-эстетическое развитие.
|
1.Цель: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
|
Коллективная аппликация для стенгазеты 1.«С праздником дорогие мамы и бабушки» 2.Аппликация праздничная открытка для мамы «Мамин день! Платье лучшее надень!» 3. Рисуем ладошками 4.Лепка из пластилина: «Пирожок для мамы» |
Труд Физическая культура |
Цель: учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта. Цель: повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие интереса к участию в подвижных играх и физический упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
|
Рассматривание альбома «Мамины помощники»
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Гуси, гуси га-га-га», «Найди свой домик», «Птички в гнездышках», «Кошка и котята».
|
Работа с родителями:
- Домашнее задание: «Веточка мимозы»
Цель: научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности родителей и детей в продуктивной и другой творческой работе.
Мастер-класс с папами и детьми:
- Подарок для мам «Добрые ладошки»
Цель: воспитывать чувство прекрасного, любовь к маме, желание её порадовать.
Результаты реализации проекта:
- Расширен кругозор детей о празднике
- «Мамин день». Дополнена предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о мамах и бабушках.
- У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в подготовке к празднику 8 марта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультация для родителей
Как воспитать в ребенке помощника?
Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно убраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов помогут вам воспитать помощника:
- Делать вместе!
Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, я пока что занята» — серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посади ребенка рядом на кухне, дай ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы.
Поставьте рядом с взрослой гладильной доской – игрушечную, и займитесь глажкой вместе. Не разграничивай домашние дела и общение с ребенком, а объединяй эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.
- Отмечай успехи.
Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это действительно очень хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, дети с радостью будет заниматься делом, в котором они отмечен как лучшиеиз лучших.
- Учитывай характер.
Старайся замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Доверяй малышу выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы, например, мытье пола. Другим — требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давай каждому свое.
- Играйте!
Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории детской комнаты, мытье волшебных чашек или поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, — наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.
- Пусть помощь будет настоящей.
Привлекай ребенка к помощи там, где она тебе действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.
6. Оставь место для сюрприза.
Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставь им такую возможность, дав понять, как тебя обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для тебя таким сюрпризом. Не скрывай своей радости и не скупись на похвалу.
- Не рассчитывай на идеальное исполнение
Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругай его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который тебе придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.
- Дай разобраться самостоятельно
Если ребенок долго выполняет домашнюю работу:
- не вмешивайтесь,
- не подгоняйте;
- и тем более не ругайте.
Наберитесь терпения, и дай довести процесс до конца. Иначе испуганный ребенок в следующий раз откажется вам помогать, итогда маме придется самой всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.
- Работа по дому – это не наказание!
Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.
- Не разделяй обязанности на «женские» и «мужские».
И мальчики, и девочки должны уметь:
- вымыть посуду;
- убирать свою комнату;
- пришивать пуговицы;
- и даже забивать гвозди.
Консультация для родителей
РИСУЕМ, КЛЕИМ, ЛЕПИМ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Особенностями психического развития детей третьего года жизни являются:
- стремление к активности и самостоятельности,
- быстро развивающаяся речь,
- обогащение эмоциональной сферы,
- развитие наглядно-образного мышления.
Все вышеперечисленное определяет характер изобразительной деятельности детей этого возраста. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко «узнают» в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Причем процесс этот определяется так: нарисовал, увидел образ, назвал. Творческие процессы в этом возрасте развиты еще слабо.
Сегодня я познакомлю вас с тем, как организовать детскую изобразительную деятельность дома. В первую очередь необходимо приобрести изобразительный материал.
Рисование(с демонстрацией материала)
- Бумага: листы из альбомов для рисования, листы большого формата: А3, А2, ватман, рулоны обоев, цветная или тонированная бумага.
- на такой бумаге ребенку удобно рисовать и карандашами и красками: она не размокает, не коробится, не ограничивает движение руки ребенка так, как офисная бумага и тетрадные листы (показ образцов)
- листы могут быть любой геометрической формы или вырезанные в виде силуэтов каких-либо предметов: чашка, чайник, платье, брюки, рубашка, шапка, шляпа и т.д.
- Краски: первые краски, с которыми знакомится малыш – это гуашь.
- краска кроющая, т.е. непрозрачная, ее можно накладывать одну на другую.
- гуашь должна быть разведена до консистенции сметаны и ее не нужно в процессе рисования разбавлять и смешивать с водой.
- на ней обязательно должна стоять маркировка «NON-TOXIC» (не токсично).
- Кисти:
- обратите внимание на номер на деревянной ручке. Чем кисть толще, тем больше номер. Подойдут плоские и круглые кисти № 9-12
- Банка с водой для промывания кисти
- Хлопковая или льняная тряпочка для удаления лишней влаги с кисти после полоскания
- Подставка для кисти или стаканчик, чтобы не пачкать стол и рисунок
- Карандаши цветные:
- основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый)
- мягкие: М, 2М, 3М
- толстые: диаметром 8-12 мм
- ребенок должен держать его кулачком, но лучше «щепотью»
- сразу приучайте ребенка после работы складывать карандаши в коробку или ставить в стаканчик.
8. Восковые мелки: ими легко и мягко рисовать, получается широкая фактурная
Линия (показ образца)
Лепка (с демонстрацией материала)
- Глина: основной материал по обучению лепке, так как она экологична и пластична, позволяет увидеть целостность формы.
-готовность глины определяется так: скатать в жгут, согнуть в кольцо и если при этом она не трескается и не прилипает к рукам, значит готова- можно лепить.
- Пластилин или пластическая масса: хороши тем, что не требуют специальной обработки перед лепкой и имеют широкую цветовую гамму.
-недостаток в том, что требуют предварительного согревания, а если переборщить – теряют пластичность и прилипают к рукам.
- Соленое тесто(наиболее оптимальный вариант для лепки)Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.
- Стека: для передачи выразительности образа
- Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур
- Пластиковая подкладка для лепки.
- Влажная ткань для вытирания рук
Аппликация
- Цветная бумага полосками или готовыми формами
- Клей простой обойный (без защитных химических добавок) или крахмальный клейстер.
- Альбомные листы с заготовленным рисунком.
Подготовка рабочего места
- Комната с хорошим естественным освещением (или с дополнительным искусственным) Ни в коем случае не кухня!
- Свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность.
- Мебель, соответствующая росту малыша. Приучайте его сидеть прямо, не слишком склоняясь над столом.
- Клеенка на столе.
- Фартук или специальный халат для ребенка. Объясните малышу зачем нужен фартук.
Что бы ребенок с желанием занимался (рисовал, лепил) ему необходимы яркие впечатления. Для этого необходимо:
- Обращать внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету и приятные на ощупь игрушки)
- Вызывать интерес к рассматриванию картинок в детских книгах
- Развивать интерес при рассматривании доступных его пониманию произведений изобразительного искусства: картинок с изображением явлений природы в разное время года, иллюстраций Ю. Васнецова к сказкам.
- Знакомить с предметами декоративно-прикладного искусства: цветы и узоры на сарафане матрешки, детской тарелке, чашке и.т.д.
- Использовать народные потешки, песенки, помогающие запомнить тот или иной персонаж, вызвать доброжелательное отношение к нему.
Детей необходимо знакомить с формообразующими движениями: штрих, линия, мазок, дуга, круг, точка, цветовое пятно.
Можно использовать метод «пассивных» движений, когда взрослый берет руку ребенка в свою и начинает рисовать линии, точки, спирали (карандашом), круги, сопровождая свои движения речью:
Ведущий показывает образец рисования элементов с речевым сопровождением:
- мазок: «шлеп, убрали, шлеп, убрали и т.д.»;
- прямая линия: «поставили кисточку и ведем, ведем длинную дорожку»;
- точка: «точка, вверх, точка, вверх и т.д.»;
- круг: «поставили кисточку и она побежала по кругу и вернулась»;
- цветовое пятно: «шлеп и кисточка гладит листик (вправо-влево)»
Таким образом, ребенок, подражая, в дальнейшем учится самостоятельному изображению.
Детям следует давать задания на дорисовку уже изображенного родителем изображения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рисование гуашью
Образец ведущего: На листе взрослый рисует тучку, предлагает взрослому - «ребенку» нарисовать мазками дождик.
- «На что похож мазок?» (снег, мухи, огоньки, птички, бабочки, бусинки рассыпались, салют, цветы на лугу, узор на платье, зернышки для птичек, красивый коврик, следы на снегу, лужи, солнечные зайчики и.т.д.)
Практическая работа родителей гуашью и кистью на листах разной формы.
Родителям даются листы бумаги с уже нарисованным изображением или на вырезанной форме, а родители – «дети» дорисовывают (приложение №1)
Предложить родителям придумать, как обыграть этот рисунок с ребенком(родители демонстрируют работу и рассказывают).
Рисование карандашами (мелками)
Образец ведущего на мольберте:Ведущий рисует за взрослого, а родители по очереди за ребенка.(Приложение № 2)
«Жила была кошечка(рисуется кошка) Она была очень грустная, ведь у нее было мало полосочек (рисуются 2-3 полоски). Давай развеселим кошечку и нарисуем ей много полосок (ребенок рисует полоски). Кошка обрадовалась и пошла гулять по дорожкам (рисуется дорожка). Теперь кошка будет гулять по другим дорожкам. Нарисуй длинные дорожки для кошки (ребенок рисует длинные линии). Кошка будет играть – катать клубочки (мячики) по дорожкам, вот такие (взрослый рисует спиральные линии). Теперь ты нарисуй клубочки для кошки (рисует ребенок разными карандашами)».
Если ребенку интересно, можно дополнять рисунок и дальше придумывая сказку.
Варианты сюжетов:
- сказка о солнышке, дорисовывая ему лучики;
- про шарики, дорисовывая им ниточки;
- про недовязанные рукавички, дорисовывая клубочки;
- про то, как затопили печку и дорисовывая дым из трубы;
- про то, как собачка потерялась, дорисовывая дорожку домой;
- про ежика, дорисовывая ему колючки;
- про елочку, дорисовывая ей ветки;
- про платочек в подарок, дорисовывая ему узор из полосок и.т.д.
Практическая работа карандашами или восковыми мелками.
Предложить родителям придумать и нарисовать свою историю (Родитель показывает свой рисунок и рассказывает историю)
Лепка
Ведущий вместе с родителями: закрепление с родителями формообразующих движений:
- отрывание кусочков,
- раскатывание колбаски (Что это может быть? (колбаска для собачки, гусеничка на листочке, червячок, змейка, и. т.д).
- сворачивание колбаски в колечко.
- раскатывание шарика круговыми движениями ладоней (колобок, булочка, пирожок, мячик, яблочко и т.д.)
- расплющивание шарика (оладушка, тарелочка, блинчик, солнышко и.т.д.)
- соединение частей (грибок из палочки и сплющенного шарика; солнышко из спл. шарика и палочек; цветочек, осминоги.т.д)
- аппликация на пластилине из семечек, бусин, фасолин, деталей мозаики
- рисование на пластилине стекой точек, полосок
Предложить родителям придумать свою поделку в пределах показанных умений детей
Аппликация
Ведущий показывает образец составления узора:
- Из готовых форм разного размера
- Из полосок разного цвета
- Из кусочков цветной бумаги, путем отрывания их и приклеивания
(Приложение №3)
Практическая работа родителей:предложить родителям изготовить свою работу (Приложение № 4) и придумать свою историю по ней (рассказы выслушиваются другими родителями)
Очень надеюсь, что все, что вы сегодня узнали, вы возьмете в свою практику работы с детьми дома. Для этого дарю вам памятки и предлагаю ознакомиться с выставкой литературы по теме встречи (родители знакомятся с выставкой литературы по развитию детей 1-3 лет в изобразительной деятельности).