0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 24.02.2022

Автор: Вальковская Ирина Александровна,
воспитатель,
МКДОУ Кисловский детский сад «Тополек»
Волгоградская область Быковский район
с. Кислово

Цель: Уточнить свойства снега и льда.

Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.

Предварительная работа: Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдают на прогулке за снегом.

Материал: Стаканчики (пластмассовые) на каждого ребенка, кусочки льда, цветная бумага оранжевого и коричневого цвета, гуашь, палочки, игрушка-ворона.

Ход занятия:

Познавательная мотивация.

– Дети, когда мы планировали нашу деятельность, вы хотели узнать, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я с вашего разрешения, буду научным сотрудником.

– Хочу загадать вам загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зима)

– О чем говорилось в начале загадки?

Внесение снега, его исследование.

– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». (Снег). Почему так говорят?

– Что вы знаете о снег? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т. п.)

– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)

– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)

Ребята, послушайте кто-то, стучится к нам в окно?

Воспитатель вносит игрушку - ворону:

- Дети, посмотрите, летела ворона, увидала за окном кружечку, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала.

Воспитатель: Почему у вороны не получилось напиться? Как вы думаете, ребята? (вода замерзла, стала льдом). Мы с вами знаем, что такое лёд, а наша ворона не знает. Давайте расскажем скажем ей про лёд и про снег, а ворона посидит, послушает.

Внесение льда, его исследование.

– Что такое лёд? Как он получается?

– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т. п.)

– Как вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?

– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.

Опыт № 1 «Что быстрее растает?» Оборудование и материалы: 9 прозрачных стаканов, снег, лёд, салфетки.

– рыхлый снег.

– комок снега.

– лёд.

– Куда лучше поставить стаканы, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате.)

А так как наш опыт требует времени, мы займемся следующими опытами.

Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и чем отличаются снег и лед? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.

Опыт № 2 «Какой на ощупь»Оборудование: тарелки со снегом и льдом, салфетки.

- У вас на столах в тарелках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Вывод : Лед -холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный, прозрачный.

А снег? – холодный, рыхлый, белого цвета.

Опыт № 3 «Какой на прочность?» Оборудование: палочки

Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?

Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

Вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий.

Опыт № 4 «Определение запаха»

А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега

Вывод: запаха нет.

Опыт № 5 «Определение прозрачности».Оборудование: цветная бумага

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.

Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный.

Опыт № 6 «Определение тяжести» Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.

– Давайте определим время: 3 минуты. Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?

Первая ваша задача – опустить в воду рыхлый снег.

Вторая - опускает в воду комок снега.

Третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

Объяснения детей-лаборантов после наблюдения и обсуждения.

Вывод:

Первый – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Второй – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третий - лёд не тонет, он легче воды.

Проверка времени, затраченного на первый опыт.

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

Игра «Хорошо – плохо»

– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)

– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Физминутка «Зимние забавы»

Опыт № 7 «Имеют ли снег и лёд форму?»

– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?

– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?

– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)

– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?

Вывод: Снег непрочный, рыхлый.

– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)

– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?

(Воспитатель вносит цветную льдинку.)

Как вы думаете, почему они цветные?

– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки и украсить ими участок.

Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки, подносы.

– Куда поместить?

Опыт № 8 «Почему нельзя есть снег?»Оборудование: тарелочка с талым снегом где образовалась вода.

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Возьмем теперь растаявший снег. Что же мы видим? На дне стаканов мутная воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.

Вывод: Снег есть нельзя и какой бы он не был белый в нем содержится грязь.

Итог: Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Общие свойства снега и льда:

- холодные на ощупь;

- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;

- не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Различия снега и льда: снег белый и рыхлый; лед прозрачный и хрупкий.

8. Рефлексия: Сегодня, ребята, мы узнали, что вода – волшебница, и умеет превращаться в лёд, а также превращается туман, дождь, снег, росу, снежинки, но о других превращениях воды узнаете позже, на других занятиях. Наша ворона не побоявшись подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращать со льдом.

Объясните, почему:

Лёд нельзя брать в рот (лёд холодный).

Льдом нельзя бросаться (лёд твердый).

Нельзя ходить по замершим рекам (лёд хрупкий). Молодцы ребята! Спасибо за занятие!