Дата публикации: 27.02.2022
Автор: Сафонова Лариса Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №13 «Ласточка»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. В современном обществе воспитание подрастающего поколения включает основную задачу – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить.
Необходимо расширять и углублять знания детей, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства.
Работая по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, мы успешно развиваем своих воспитанников и решаем эту задачу через декоративно-прикладное искусство. А для наших дошкольников это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики пальцев рук, мышления, воображения, снятия напряжения и стресса.
Народное творчество в России занимает особое место, отражает самобытность, фантазию, образное мышление. Воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу и оптимизм.
Необходимо знакомить детей с русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа, с народными промыслами России. Это позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством способствует развитию у детей художественных представлений, навыков оценки произведений искусства, художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Изделия декоративно-прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи.
Наиболее подробно с декоративно-прикладным искусством дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности. Беседуя с детьми о народном искусстве, мы сообщаем о том, как создают глиняные или деревянные игрушки русские мастера из сел Дымково, Филимоново, Семеново, Гжель, Хохлома, Городец, как возникает резной узор на деревянной доске или на бересте. Расширяя свой кругозор и активный словарь, дети узнают это в ходе тематических бесед. Рассказ должен быть краток, содержателен и эмоционален.
Дети знакомятся с игрушками, с предметами народно-декоративного искусства, имеют возможность не только рассматривать, сравнивать, оценивать, но и применять полученные знания. Расписывая силуэты игрушек, посуды, матрешек с показом образцов росписи. Дошкольникам нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.
Необходимо помнить, что главная задача воспитателя заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Нужно дать возможность ребенку расписать ту или иную игрушку и в конечном итоге почувствовать радость творчества.
При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей. Развивается познавательный интерес к истории, культуре, искусству своего народа.
Подвести детей к пониманию того, что народная игрушка любима каждому, в ней отражено время и память нашего народа.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию нравственно-патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.