0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 05.03.2022

Автор: Безсалько Валентина Ивановна,
воспитатель,
г. Ессентуки МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: месяц (февраль)

Участники проекта:

  • дети подготовительной к школе группе «Почемучки».
  • воспитатели
  • родители.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах и зернобобовых культурах в процессе выращивания из семян.

Задачи проекта:

 

Обучающие задачи:

  • Познакомить с историей овощей.
  • Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах, зернобобовых культурах: строение, польза, уход за ними.
  • Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
  • Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
  • Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
  • Формировать представление о выращивании растений из семян.
  • Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
  • Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
  • Разъяснять значимость труда.
  • Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
  • Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
  • Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
  • Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Актуальность проблемы:

Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы, помидоры, фасоль, перец, баклажаны, свекла. Широкое распространение этих овощных культур объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родились овощи?»

 

Краткое описание проекта:

Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении двух месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей, мини – проектов.

 

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
  • У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки:

Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта: Оформление и работа в огороде на окошке в подготовительной к школе группе «Почемучки»

В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» — отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра дополиваю»

На вопрос воспитателя: — Нужны ли нам растения, и приносят — ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Воспитатели предложили обсудить это вместе с группой. Следующие вопросы:

-Что мы знаем о растениях?

- Что нового можем узнать?

-Как мы сможет получить новые знания?

На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.

Этапы реализации проекта

1-й этап: подготовительный

  • сбор информации, материалов по теме;
  • организация предметно — развивающей среды
  • разработка цикла наблюдений, занятий;
  • беседы;

2-й этап: реализационный:

  • реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность мини — проекты).

3 этап: итоговый:

  • выставка детских работ

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Работа с родителями:

  • Беседа с родителями «Огород на окошке».
  • Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
  • Подбор стихов, загадок про овощи и фрукты.
  • Консультация для родителей «В саду или в огороде».

Художественно- продуктивная

Рисование на тему: «Мы рисуем овощи и фрукты».

Лепка на тему: « «Овощи»».

Аппликация на тему: «Овощи на тарелке»

Игровая деятельность

Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»

Дидактические игры "Овощи и фрукты», «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

Беседы с детьми:

«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен об овощах и фруктах (чтение художественной литературы).

Предполагаемый результат:

Участвовать в проведении опытов, экспериментов.

Знать и называть части гороха, огурца, помидора, фасоли, чечевицы, картошки.;

Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;

Составлять описательные рассказы о горохе, огурцах, помидорах, картошке используя опорную схему;

Знать, как растут горох, огурцы, помидоры, картошка, фасоль где, как за ними ухаживать.

О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.

 

Вывод:

В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах и зернобобовых культурах.

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

По реализации проекта «Огород на окошке» были получены следующие результаты:

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневниках наблюдений.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), об огурцах (М. Борина, Н. Лебедева, Е. Груданов, Н. Маслей, С. Бахрушина). Стихи про семена (С. Ранджелович), загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох». беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением овощей и фруктов, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.

Список используемой литературы:

  • Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
  • Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
  • Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001
  • Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты