0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 12.03.2022

Автор: Зиннатуллина Гульсима Дамировна,
воспитатель,
МАДОУ "Детский сад 94" Город Стерлитамак Республика Башкортостан

Каждый человек знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники называется пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» – материал, при помощи которого происходит осуществление задуманного и «графия» – создавать, рисовать.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенный интерес к занятиям . Реализуется познавательная активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми.

Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, цвет, объем, колорит). Стоит обратить внимание на особенности используемого материала.

И так что же такое «пластилинография»?

Пластилинография – это создание плоскостных (рельефных) картин из пластилина, с изображением выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» предполагает последовательную реализацию трех этапов:

На первом этапе (2 младшая группа) используем восковой пластилин, знакомим с простыми приемами изображения: нажим. размазывание (травка, ручеек, солнышко). Раскатывая пластилин круговыми и прямыми движениями, сплющивая, украшаем различные силуэты: мухомору и божьей коровке дорисовываем точечки, снег на елочке; украшаем елочку шариками, яблочки на яблоньке и так далее.

Силуэты предлагаются небольших размеров, что бы дети не утомлялись и получали радость от своих работ. Постепенно усложняя композицию (новогодний шарик, мишура, снежинка). Работаем коллективно: (гора самоцветов, новогодняя елочка, ягодная полянка).

В процессе освоения техники рисования пластилином, занимаясь индивидуально или подгруппами, мы радуемся нашими маленькими победами. У ребятишек повышается уверенность в своих силах, крепнут и развиваются пальчики. Совместное творчество доставляет радость от общения и познанию нового.

Второй этап (средняя группа) – продолжается освоение доступных приемов изображения.

На этом этапе большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

Третий этап (старший возраст) – создание условий для свободного варьирования накопленного опыта и самостоятельного применения в работе.

Этот этап подразумевает комбинирование известных способов с новыми, поиск альтернативных решений. Дети составляют более сложные рельефные композиции.

На этом этапе дети создают основу для будущей композиции (фон) – прижимают и размазывают пластилин по плотной основе. Затем выполняют задуманную композицию. Если необходимо, можно сделать предварительный набросок карандашом или стекой. Новых оттенков цвета можно достигнуть путем смешивания пластилина разных цветов.

Рассмотрим основные приемы техники пластилинографии.

1. Раскатывание – кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

2. Скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

3. Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

4. Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей (выполняется кончиками пальцев).

5. Сплющивание (наиболее применяемый прием) – для этого шарик сдавливают до формы лепешки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием: нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов – трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

6. Прищипывание – осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создается новая деталь.

7. Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

В работе в технике пластилинографии ребенок проходит ряд этапов и на каждом этапе решает определенные задачи:

1. Подготовительный этап обучения. Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка пальца. Овладение приемом отщипывания и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

2. Основной этап обучения. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

3. Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Рисование пластилином для детей – это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

Желаю Вам творческих успехов!