0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 12.03.2022

Автор: Акбашева Светлана Раисовна,
воспитатель,
МАДОУ "Детский сад 94" Город Стерлитамак Республика Башкортостан

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - это сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин "эмоциональное благополучие", содержание которого несколько уже, чем содержание термина "психическое здоровье". Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, "эмоциональное благополучие" можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

         На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей могут стать:

1)Личностно - ориентированный (личностно - центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

2)Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

3)Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

4)Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную "психологизацию" педагогической практики.

5)Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее "самости", создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект - субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

6)Проектный подход в организации психолого - медико - социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Основными педагогическими формами и методами формирования,

а так же сохранения психологического здоровья детей являются:

  • проведение специально разработанных психологических занятий;
  • упражнения;
  • психологические игры;
  • этюды;
  • решение проблемно-практических ситуаций;
  • элементы арттерапии;
  • игры-драматизации;
  • подвижные игры;
  • чтение и анализ сказок;

        

Выделяют следующие направления работы

по психолого - педагогическому сопровождению дошкольников:

 - Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло­жительными

    эмоциями.

-  Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

- Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).

- Обучение детей способам выражения эмоций, выра­зительным движениям.

- Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей до­школьников.

- Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Для комплексной работы с родителями воспитанников в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Используются активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум;

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников.

Выделяют следующие направления в работе с воспитателями:

1.Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.

2.Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей: снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные; ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний; формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

При организации работы с педагогами также следует учитывать влияние педагогического стажа. Позитивные изменения - это результаты деятельности всего педагогического коллектива, эффективного управления, полученные во взаимодействии с родителями воспитанников и другими социальными партнерами. Забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов - не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве - это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.

         Литература

1.Михайлина М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации    системы образования -  СПб., 2003.

2.Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. - М. 2003.

3.Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей.-М. 2002.

4.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004.