Дата публикации: 18.03.2022
Автор: Тюрина Елена Владимировна,
Воспитатель,
Г. Подольск м-н Климовск,
МБДОУ ЦРР «Теремок» № 13
Цель:
Ознакомление с окружающим социальным миром, формирование первичных представлений о малой Родине.
Программные задачи:
Познакомить детей с промыслами Тульской области
Расширить представления о труде взрослых
Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека
Способствовать развитию любознательности
Расширить представления о предметах и событиях, не имевших места в их собственном опыте
Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков
Развивать воображение и мышление
Развивать внимание, двигательные умения
Оборудование и материалы:
Филимоновские игрушки, самовар, пряники, картинки с изображением самовара, пряника, филимоновской игрушки, массажные коврики, заготовки чашек с блюдцами, краски гуашевые, кисти для рисования, стаканчики для воды, тарелочки-подставки.
Предварительная работа:
- Беседа «Ознакомление с народным промыслом города Тулы»
- Беседа рассматривание «Самовар», «Филимоновская игрушка», «Тульский пряник».
- Составление коллекции игрушек
- Заучивание стихов «Веселый самовар», «Тульский пряник», «Филимоновская игрушка».
- Рисование и раскрашивание филимоновской игрушки.
- Оформление родительского уголка по теме народные промыслы города Тулы.
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап:
Дети находятся в группе. Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку лежащей на столе. Предлагает детям посмотреть, что в ней лежит.
Ребята называют содержимое шкатулки. (самовар, тульский пряник, филимоновская игрушка)
В: Ребята, что это? Назовите общим словом. Из какой области эти промыслы? А давайте с вами вспомним, что мы знаем про эти промыслы.
Дети и воспитатель подходят к столу, где представлена Филимоновская игрушка.
В: Ребята, что здесь представлено?
Д: Филимоновские игрушки.
В: Кто скажет, где делали эти игрушки?
Д: Эти игрушки делали в деревне Филимоново.
В: Из чего изготавливаются филимоновские игрушки?
Д: Из белой глины.
В: Какая особенность есть у этих игрушек?
Д: У всех фигурок длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькой головкой.
В: Какие цвета используются при росписи?
Д: Три цвета – желтый, красный, зеленый. Особенно детям нравятся свистульки.
В: Какие персонажи бывают у филимоновских фигурок?
Д: Барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.
В. Сейчас Ева и Алиса нам расскажут стихотворения про филимоновскую игрушку:
Есть под Тулой деревушка,
Филимоново зовут.
Лепят из глины там игрушки,
И добро в дома несут!
Нас слепили мастера, нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки-
Все высоки и стройны. Желто красные полоски
На боках у нас видны.
В: Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?
Д: Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять.
(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных филимоновских игрушек).
Проводится интерактивная игра «Выбери филимоновскую игрушку»
(Дети должны выбрать филимоновскую игрушку, среди игрушек других промыслов).
В: Ребята, посмотрите на стол, здесь перепутались все игрушки. Давайте поможем мастерам отобрать только филимоновские игрушки.
В. Молодцы ребята, вы все правильно сделали. А сейчас давайте вспомним, какие промыслы у нас еще представлены.
Дети и воспитатель подходят к столу, где представлен тульский пряник.
В. Ребята, кто мне расскажет, что тут представлено?
Д. Пряники – это чудо Тульского края
В. Поднимите руки те, кто пробовал тульские пряники. Замечательно. Вам понравились пряники?
Д. Да
В. Из чего делаются пряники?
Д: Пряники делаются из теста, оно для пряников особое, добавляется к нему много душистых пряностей. От них пряники получили своё название.
В. Сейчас Артем и Коля расскажут нам стихотворение про тульские пряники.
Очень ароматные,
Сладкие, печатные,
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце!
Приятно в коробке везти расписной
Друзьям сувенир- тульский пряник резной.
Куда б ни пошли вы по белому свету
Вкуснее, чем тульские пряники нету.
В. Ребята, а что означает печатный пряник?
Д. В Туле издавна делали печатные пряники. Печатными пряники назвали потому, что на самом деле их печатали, как книгу. Для этого изготавливали пряничную доску.
В: Посмотрите, какие разные пряники. Что можно сказать, какие бывают пряники?
Д: Красивые, вкусные, ароматные, аппетитные, большие, маленькие.
В: Какой формы бывают пряники?
Д: (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные) и размеру, в виде различных фигурок животных и птиц.
(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных пряников).
В. Молодцы ребята. Сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Собери пряники».
Проводится интерактивная игра «Собери пряники»
Дети должны собрать разрезные картинки пряников и разложить на столе так, чтоб совпадал рисунок.
В: Дети, посмотрите, пока пряники везли на ярмарку, они все рассыпались. Давайте поможем их собрать и разложить на прилавке.
Дети собирают разрезные картинки.
В. Поиграли, а теперь давайте разомнемся.
Физкультминутка (дети становятся в круг на массажные коврики, разувшись, выполняют упражнения):
Самовар похож на чайник -Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево
Очень важный, как начальник- Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки-Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца -кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются. -Кулачками стучат над головой
Вот серебряные ложки, -потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке. -Голову наклоняют вправо-влево
Вот пластмассовый поднос - Сделать широкий общий круг
Он посуду нам принес.
В: Молодцы. Про что, мы еще не поговорили?
Д. Про самовар.
В. Сейчас Максим прочитает нам стихотворение про самовар.
Позвякивая крышкой, пуская белый пар
Глядит на нас с братишкой веселый самовар.
Шипит, пыхтит пузатый. Смешные строит рожи.
А рожи те на брата и на меня похожи.
В: Дети, как вы думаете, почему его так назвали?
Д: Потому что «сам варит».
В: Какие бывают самовары?
Д: Большие и маленькие, электрические и дровяные.
В: Чем отличаются дровяные и электрические самовары?
Д: Электрические работают от электричества, а дровяные воду нагревают за счет горения угля внутри самовара.
Арина: устройство самовара: Кувшин(труба) - туда клали шишки и щепки и разжигали, стенка-куда наливается вода, кольцо, ручки, кран.
В: А в чем особенность самовара?
Д: Особенность самовара в том, что он долго сохраняет тепло, стенки так устроены что, когда самовар закипает, он словно поет, пыхтит. Этот звук ни с чем не перепутаешь.
(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных самоваров).
- Ребята, а как вы думаете, самовар разжигали в доме?
Нет, чтобы не было беды, и не случился пожар, самовар растапливали на улице.
Итог:
В. Ребята, о промыслах какой области мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).
В. Какие промыслы относятся к тульской области?
Д. Филимоновская игрушка, тульский пряник, самовары.
В. Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, тут у меня нарисован самовар, с филимоновской росписью. Давайте сделаем сервис. Я вам дам чашки с блюдцами, а вам нужно будет расписать их, как в Филимоново. (Дети расписывают картонные заготовки, затем оформляют выставку-сервиз на магнитной доске).
В. Молодцы, ребята. Очень красивый сервиз у вас получился.
Последующая работа:
Проведение выставки детских работ
Лепка тульских пряников из теста
Показ мини-музея в других группах детского сада