0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 18.03.2022

Автор: Тюрина Елена Владимировна,
Воспитатель,
Г. Подольск м-н Климовск,
МБДОУ ЦРР «Теремок» № 13

Цель:

Ознакомление с окружающим социальным миром, формирование первичных представлений о малой Родине.

Программные задачи:

Познакомить детей с промыслами Тульской области

Расширить представления о труде взрослых

Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека

Способствовать развитию любознательности

Расширить представления о предметах и событиях, не имевших места в их собственном опыте

Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков

Развивать воображение и мышление

Развивать внимание, двигательные умения

Оборудование и материалы:

Филимоновские игрушки, самовар, пряники, картинки с изображением самовара, пряника, филимоновской игрушки, массажные коврики, заготовки чашек с блюдцами, краски гуашевые, кисти для рисования, стаканчики для воды, тарелочки-подставки.

Предварительная работа:

- Беседа «Ознакомление с народным промыслом города Тулы»

- Беседа рассматривание «Самовар», «Филимоновская игрушка», «Тульский пряник».

- Составление коллекции игрушек

- Заучивание стихов «Веселый самовар», «Тульский пряник», «Филимоновская игрушка».

- Рисование и раскрашивание филимоновской игрушки.

- Оформление родительского уголка по теме народные промыслы города Тулы.

                                      

                                                Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап:

Дети находятся в группе. Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку лежащей на столе. Предлагает детям посмотреть, что в ней лежит.

Ребята называют содержимое шкатулки. (самовар, тульский пряник, филимоновская игрушка)

В: Ребята, что это? Назовите общим словом. Из какой области эти промыслы? А давайте с вами вспомним, что мы знаем про эти промыслы.

Дети и воспитатель подходят к столу, где представлена Филимоновская игрушка.

В: Ребята, что здесь представлено?

Д: Филимоновские игрушки.

В: Кто скажет, где делали эти игрушки?

Д: Эти игрушки делали в деревне Филимоново.

В: Из чего изготавливаются филимоновские игрушки?

Д: Из белой глины.

В: Какая особенность есть у этих игрушек?

Д: У всех фигурок длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькой головкой.

В: Какие цвета используются при росписи?

Д: Три цвета – желтый, красный, зеленый. Особенно детям нравятся свистульки.

 В: Какие персонажи бывают у филимоновских фигурок?

Д: Барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.

В. Сейчас Ева и Алиса нам расскажут стихотворения про филимоновскую игрушку:

Есть под Тулой деревушка,

Филимоново зовут.

Лепят из глины там игрушки,

И добро в дома несут!

Нас слепили мастера, нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки-

Все высоки и стройны. Желто красные полоски

На боках у нас видны.

                                                                 

В: Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

Д: Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять.

(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных филимоновских игрушек).

Проводится интерактивная игра «Выбери филимоновскую игрушку»

(Дети должны выбрать филимоновскую игрушку, среди игрушек других промыслов).

В: Ребята, посмотрите на стол, здесь перепутались все игрушки. Давайте поможем мастерам отобрать только филимоновские игрушки.

В. Молодцы ребята, вы все правильно сделали. А сейчас давайте вспомним, какие промыслы у нас еще представлены.

Дети и воспитатель подходят к столу, где представлен тульский пряник.

В. Ребята, кто мне расскажет, что тут представлено?

Д. Пряники – это чудо Тульского края 

В. Поднимите руки те, кто пробовал тульские пряники. Замечательно. Вам понравились пряники?

Д. Да

В. Из чего делаются пряники?

Д: Пряники делаются из теста, оно для пряников особое, добавляется к нему много душистых пряностей. От них пряники получили своё название.

В. Сейчас Артем и Коля расскажут нам стихотворение про тульские пряники.

Очень ароматные,

Сладкие, печатные,

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце!

Приятно в коробке везти расписной

Друзьям сувенир- тульский пряник резной.

Куда б ни пошли вы по белому свету

Вкуснее, чем тульские пряники нету.

В. Ребята, а что означает печатный пряник?

Д.  В Туле издавна делали печатные пряники. Печатными пряники назвали потому, что на самом деле их печатали, как книгу. Для этого изготавливали пряничную доску.

В: Посмотрите, какие разные пряники. Что можно сказать, какие бывают пряники?

Д: Красивые, вкусные, ароматные, аппетитные, большие, маленькие.

В: Какой формы бывают пряники?

Д: (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные) и размеру, в виде различных фигурок животных и птиц.

(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных пряников).

В. Молодцы ребята. Сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Собери пряники».

Проводится интерактивная игра «Собери пряники»

Дети должны собрать разрезные картинки пряников и разложить на столе так, чтоб совпадал рисунок.

В: Дети, посмотрите, пока пряники везли на ярмарку, они все рассыпались. Давайте поможем их собрать и разложить на прилавке.

Дети собирают разрезные картинки.

В. Поиграли, а теперь давайте разомнемся.

Физкультминутка (дети становятся в круг на массажные коврики, разувшись, выполняют упражнения):

Самовар похож на чайник -Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево

Очень важный, как начальник- Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки-Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца -кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются. -Кулачками стучат над головой

Вот серебряные ложки, -потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке. -Голову наклоняют вправо-влево

Вот пластмассовый поднос - Сделать широкий общий круг

Он посуду нам принес.

В: Молодцы. Про что, мы еще не поговорили?

Д. Про самовар.

В. Сейчас Максим прочитает нам стихотворение про самовар.

Позвякивая крышкой, пуская белый пар

Глядит на нас с братишкой веселый самовар.

Шипит, пыхтит пузатый. Смешные строит рожи.

А рожи те на брата и на меня похожи.

                                                                                       

В: Дети, как вы думаете, почему его так назвали?

Д: Потому что «сам варит».

В: Какие бывают самовары?

Д: Большие и маленькие, электрические и дровяные.

В: Чем отличаются дровяные и электрические самовары?

Д: Электрические работают от электричества, а дровяные воду нагревают за счет горения угля внутри самовара.

Арина: устройство самовара: Кувшин(труба) - туда клали шишки и щепки и разжигали, стенка-куда наливается вода, кольцо, ручки, кран.

В: А в чем особенность самовара?

Д: Особенность самовара в том, что он долго сохраняет тепло, стенки так устроены что, когда самовар закипает, он словно поет, пыхтит. Этот звук ни с чем не перепутаешь.

(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных самоваров).

- Ребята, а как вы думаете, самовар разжигали в доме?

Нет, чтобы не было беды, и не случился пожар, самовар растапливали на улице.

Итог:

В. Ребята, о промыслах какой области мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).

В. Какие промыслы относятся к тульской области?

Д. Филимоновская игрушка, тульский пряник, самовары.

В. Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, тут у меня нарисован самовар, с филимоновской росписью. Давайте сделаем сервис. Я вам дам чашки с блюдцами, а вам нужно будет расписать их, как в Филимоново. (Дети расписывают картонные заготовки, затем оформляют выставку-сервиз на магнитной доске).

В. Молодцы, ребята. Очень красивый сервиз у вас получился.

Последующая работа:

Проведение выставки детских работ

Лепка тульских пряников из теста

Показ мини-музея в других группах детского сада