0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 25.03.2022

Автор: Руденко Ирина Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ ««ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №8 Г.ВЛАДИВОСТОКА».

Цель: дать детям знания о воде, песке и глине как материалах неживой природы, об их значении в жизни растений, животных и человека. Познакомить с песком и глиной как полезными ископаемыми. Упражнять в поисковых действиях при организации опытов. Познакомить детей с песочными часами.

Ход: Дети, посмотрите, что это? (песок, вода, глина).

Давайте поговорим об этих нужных и интересных материалах.

Возьмем песок. Какой он? Давайте внимательно рассмотрим. Как много песчинок и все они разные – по размеру, по цвету, по прозрачности.

А теперь посмотрите на эту картину. Что вы видите на ней? Пески, пустыня. Как же ветер смог нанести сколько песка? Давайте изучим особенности песка. Как вы думаете, какой песок легче – сухой или влажный? Вот два одинаковых ведерка с песком. В одном ведерке песок сухой, в другом – мокрый. Сравните – какое ведерко тяжелее? А почему сухой песок легче влажного? Теперь понятно, почему ветер разносит только сухой песок? Можно ли из сухого песка что-либо сделать? А из влажного? А почему? Обратите внимание ещё на одну особенность песка: он отличается по цвету – влажный темнее сухого.

А почему же песок сыпучий? Песчинки не скреплены между собой, рассыпаются. Песок быстро сохнет, потому что между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, тепло.

Посмотрите на эти часы. Они не похожу на современные часы. В них вместо стрелок и механизмов – песок. Когда песок пересыпается весь  из верхней части часов в нижнюю – значит, прошло определенное время. Песок используется в строительстве, при производстве цемента, в песок любят играть и дети.

А теперь посмотрите на это: похоже на пластилин. Что это? Это глина. Ее никто не делал, ее создала природа. Ее используют в строительстве, из глины издавна лепят различные игрушки, посуду – дымковские и филимоновские игрушки, керамическая посуда, кувшины. Глина пластична. Но когда она высыхает, она трескается. Как вы думаете, почему? Потому что хрупкая. Глина не пропускает воду, а песок пропускает. Давайте проверим. Слепим стаканчик ли чашку, а в утрамбованном песке сделаем углубление. Нальем воды. Смотрите, в песке вода просочилась вниз, а в глине нет. Почему?

Решите такую задачу: ″В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг пошел дождь. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: по короткой, но глинистой или длинной, но песчаной. Все выбрали длинную. Только Сережа пошел по короткой. Дети пришли домой, переоделись, сели обедать и только тогда появился Сережа – мокрый, грязный, сердитый″.

Почему Сережа так долго добирался до дома? Ведь он пошел по короткой дороге.

А какую дорогу выберешь ты в солнечный день, после дождя? Объясни, почему.

А теперь познакомимся с водой. Без воды нет жизни. Без пищи человек может прожить дольше, чем воды. Жажда переносится человеком тяжелее, чем голод. У  человека и животных вода входит в состав крови. Многие растения и животные живут в воде. Давайте назовем их: рыбы, водоросли, киты, моржи, тюлени. Вода нужна везде, помогите мне ответить на этот вопрос (в сельском хозяйстве для полива полей и огородов, в промышленности пищи, стирки, мытья). Да, без воды не испечешь хлеба, не сваришь суп. Вода, подобно солнцу и воздуху абсолютно необходима для всего живого. Вода в природе находится в трех состояниях: в жидком, твердом – в виде снега и льда и в газообразном – в виде пара.

Начнем с жидкой воды: она способна течь – течет из крана, из кувшина, течет в ручейке. Воду можно разлить, она растекается. Давайте попробуем (воспитатель демонстрирует только что сказанное).

Давайте сравним свойства воды и предметов из твердых материалов (например, деревянная ложка, линейка, кубик). Вода растекается, а твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? (воспитатель переливает воду из одного предмета в другой). Видите, вода меняет форму, принимает форму предмета, в который ее наливают.

Обратите внимание: вода не имеет цвета (видите, через нее видно, если она налита в стеклянный сосуд), вкуса (воспитатель дает детям попробовать).

У воды есть ещё свойство – поверхность воды отражает окружающее. Вспомните, можно увидеть себя в луже, в бочке с водой, в ручье, наклонившись над ними.

Теперь поговорим о твердом и газообразном состоянии воды. Что будет с водой, если вынести её на мороз?

Что будет со льдом, если его внести в теплое помещение? А снег – это вода или нет?

Из льда можно что-нибудь сделать? А из снега?

Отгадайте загадки:  Эта гладкая дорога

                                  Проживает совсем немного –

                                  Как пойдет по ней весна –

                                  Вся растопится она  (лед).

                                  Что растет вершиной вниз?

                                                                    (сосулька)

                                  Бел, а не сахар,

                                  Ног нет, а идет.

                                                           (снег)

Дети, все вы видели, как из кипящего чайника поднимается пар. Вот это и есть газообразное состояние воды.

Вода со временем испаряется из посуды, в которую она была налита.

Вспомните примеры (вода испаряется из аквариума, нам приходится ее периодически доливать).

А сейчас послушайте рассказ Э. Шима  ″Камень, ручей, сосулька и солнце″ (см. серую хрестоматию, 1972г. с. 96).

Вопросы к итогу занятия:

  • с какими природными материалами мы сегодня познакомились?
  • где используется песок?, вода?, глина?
  • почему важна вода? (она входит в состав всего живого – растений, животных, крови).
  • в каком состоянии может быть вода?