0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 26.03.2022

Автор: Липина Елена Александровна,
воспитатель,
Калужская область, город Обнинск,
МБДОУ детский сад № 32 «Почемучка»

1.  Обоснование необходимости проекта.

В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной  речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей,  охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи,  воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения. На начало года была проведена педагогическая диагностика по программе «Детство». По результатам больше половины детей показали низкий уровень освоения ОО «Речевое развитие». Ведущая детская деятельность – игровая, поэтому мы определились с темой проекта - «Комплекс мероприятий по развитию речи старших дошкольников  посредством дидактических игр»

Проблема: В старшей группе не разработан комплекс мероприятий по развитию речи посредством дидактических игр

Причины проблемы:

  • не изучено программно – методическое обеспечение по развитию речи посредством дидактических игр
  • недостаточные компетенции педагога по развитию речи посредством дидактических игр
  • недостаточные компетенции педагога в проведении мониторинга по развитию речи
  • не систематизирован каталог дидактических игр для развития речи
  • недостаточное количество дидактических игр для развития речи в группе
  • не разработана серия мероприятий с родителями по развитию речи посредством дидактических игр

 

2. Цель:

разработать комплекс мероприятий по развитию речи старших дошкольников посредством дидактических игр

Задачи:

1. Изучить  программно – методическое обеспечение по развитию речи посредством дидактических игр

2. Повысить компетенции педагога по развитию речи посредством дидактических игр

3. Пополнить развивающую среду группы дидактическими играми

4. Повысить компетенции педагога в проведении мониторинга по развитию речи

5. Систематизировать  каталог дидактических игр для развития речи

6. Разработать серию мероприятий с родителями по  развитию речи посредством дидактических игр

 

3. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, старший воспитатель

 

4.  Стратегия и механизмы реализации проекта

1. Изучить  программно – методическое обеспечение по развитию речи посредством дидактических игр

Подобрать и изучить методическую литературу по теме

2. Повысить компетенции педагога по развитию речи посредством дидактических игр

Прослушать вебинары, получить консультацию старшего воспитателя, учителя – логопеда

Изучить материалы интернет – ресурса по теме

3. Пополнить развивающую среду группы дидактическими играми

Изучить спектр дидактических игр по направлениям:

Развитие словаря

Воспитание ЗКР

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

Привлечь родителей к пополнению развивающей среды дидактическими играми

4. Повысить компетенции педагога в проведении мониторинга по развитию речи

Изучить разные подходы к оценке речевого развития, методы и приёмы проведения диагностики

Подобрать инструментарий для проведения диагностики речевого развития

Провести диагностику на начало и конец проекта, сделать выводыпроекта

4. Систематизировать  каталог дидактических игр для развития речи

Подобрать дидактические игры для речевого развития старших дошкольников по направлениям:

Развитие словаря

Воспитание ЗКР

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

Разработать перспективное планирование (по месяцам) по использованию игр в совместной деятельности

5. Разработать серию мероприятий с родителями по  развитию речи посредством дидактических игр

Разработать анкету для родителей «Уровень знаний родителей по развитию речи дошкольников средствами дидактических игр»

Провести анкетирование, проанализировать результаты

Разработать памятку для родителей

Провести консультации для родителей

 

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

сентябрь

группа

Подобрать методическую литературу по теме

Воспитатель

 

Методический кабинет, группа

Прослушать вебинары, получить консультацию старшего воспитателя «Значение дидактических игр в развитие речи»

Рекомендации по речевому развитию: «Пальчиковые игры и упражнения».

учителя – логопеда

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Изучить материалы интернет – ресурса по теме

Старший воспитатель, учитель - логопед

 

группа

Познакомить родителей ( на родительском собрание ) с темой и содержанием проекта

Воспитатель

 

Группа, методический кабинет

Подобрать инструментарий для проведения диагностики речевого развития

Провести диагностику на начало проекта

Воспитатель

октябрь

группа

Разработать анкету для родителей

Провести анкетирование, проанализировать результаты

Воспитатель

 

группа

Разработать памятку для родителей

Рекомендации по речевому развитию: «Игровые дыхательные упражнения» (развитие речевого дыхания).

Воспитатель

ноябрь

группа

Подобрать дидактические игры для речевого развития старших дошкольников

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Воспитатель

   

Разработать перспективное планирование по использованию игр в совместной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Воспитатель

Декабрь - март

группа

Реализация Перспективного плана

Воспитатель

   

Провести консультацию для родителей

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка».

Воспитатель

апрель

группа

Провести диагностику на конец проекта

Воспитатель

май

Методический кабинет, группа

Подведение итогов, систематизация материалов

Воспитатель

 

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

 

1.Качественное расширение  активного словаря дошкольников  

( дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы,  многозначные слова…)

2.  Дети овладевают грамматическим строем речи  (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением  предложений)).

3. ЗКР -  Дети способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги.

4.Связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.

 

 

Оценка эффективности реализации проекта

Критерий

Показатели

Методы оценки

Диагностический инструментарий

Повысился уровень речевого развития

Результаты итоговой диагностики

наблюдение

Диагностические карты

Высокий уровень удовлетворённости родителей

Результаты анкетирования

Положительные отзывы родителей

Анкетирование

наблюдение

анкеты

Оценка рисков и их минимизация

Недостаточный  уровень знаний воспитателей

Повышение квалификации педагогов через самообразование, прохождение КПК, семинары и консультации

Не заинтересуем родителей

Доказать важность развития речи в школе

Неудовлетворённость родителей результатом

Продумать, мероприятия проекта были систематическими и прозрачными

Воспитанники не освоят программы

Организовать индивидуальную работу, продумать игровые методы, методы повышения мотивации воспитанников

Нехватка материально-технических ресурсов (атрибутов, игрового и дидактического материала)

Привлечь родителей к пополнению развивающей среды

 

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект поможет не только повысить уровень речевых знаний  и умений воспитанников, но и существенно повысит показатели качества дошкольного образования при поступлении детей в школу. Планируем представить опыт по оказанию дополнительных образовательных услуг на городском семинаре.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Перспективный план работы воспитателя по использованию дидактических игр для развития речи старших дошкольников»

дидактические игры

цель и задачи

содержание игры

декабрь

Игры с предметами:

«Из чего сделано?»

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса…), активизировать словарь детей.

Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию,  группировка их по материалу.

«Узнай, что изменилось?»

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать речь и активизировать словарь.

Называют изменения в расположении предметов.

 

Настольные игры:

«Моё – не моё»

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь.

Дети подбирают картинки, группируют предметы (игрушки, посуду, мебель…)

«Антонимы»

Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу и правильно их произносить.

Дети подбирают картинки с противоположными по смыслу словами (мокрый - сухой, грязный - чистый)

«В лесу»

Расширять знания детей о растениях, которые они могут встретить в лесу, с листьями разных деревьев- с их классификацией. Развивать речевое общение.

Дети раскладывают карточки : грибы - в корзинку, ягоды- в туесок, листья- в вазу, цветы- в кувшин.  

«Музыканты и

музыкальные инструменты»

Учить детей соотносить наименования музыкальных инструментов и название музыкальных специальностей.

Дети подбирают картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов. (У меня муз. инструмент барабан – музыканта , который играет на барабане назывют барабанщик)

Словесные игры:

«Подбери слова -

 родственники»

Учить детей образовывать слова с увеличительным, уменьшительным, ласкательным оттенками.

(В ходе игры педагог подводит детей к выводу от слов можно образовывать много похожих слов ( слов- родственников) ).

Детям дается пример: дом- домик- домишко-домище. Они аналогично образуют др. слова.

«Я начну, а ты закончи»

Учить составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное, противоположное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения (пришли- ушли).

«Скажи наоборот»

Учить детей подбирать антонимы к глаголом.

Педагог начинает, а дети заканчивают предложение. - Дождик вымочит, а солнышко…(высушит).

«Отгадай-ка»

Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ребенок описывает предмет, находящийся в группе, не глядя на него. Дети отгадывают.

     Д/игры (метод моделирования)

«Опиши одежду»

Учить детей, используя схемы, описывать одежду.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют рассказ, не пропуская и не повторяя признаки.

« Опиши предмет»

Учить детей, используя схемы, описывать предметы.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют описательный  рассказ, не пропуская и не повторяя признаки

  Игры

с предметами:

«Три ступеньки»

Учить детей ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Дети раскладывают  предметы так, чтобы на первой ступеньке лестнице были те предметы, про которые говорят  один, на второй - одна, на третей -одно.

«У кого какой предмет?»

Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Обогащать словарь дошкольников, добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. д.

Перед детьми по два одинаковых по названию  предмета

( чашки, куклы, машинки…), но предметы чем-то отличаются др. от др.

(по цвету, форме, величине, материалу…).

Дети сравнивают их.

«Магазин игрушек»

Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Продавец (ребенок) продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

январь

Настольные игры:

«Определи первый звук в слове»

Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Детям раздаются карточки с предметными картинками, затем просят показать  карточку у кого название предмета начинается со звука (а, и, с....)

«Цепочка слов»

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Дети по очереди выкладывают карточки с предметными картинками (кот-топор-ракета-автобус….)

«Четвертый

  лишний »

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь. Учить находить лишний предмет из группы.

Дети находят лишний предмет из группы , объясняют почему он лишний.

«Определения»

Учить детей давать определения различным объектам с учетом их рода и числа, объединять предметы по общему признаку.

Дети по очереди берут карточки, называют предмет и его признак, согласовывая по роду и числу.

Словесные игры:

«Радио»

Развивать наблюдательность, упражнять в умение составлять описательный рассказ, активизировать речь.

Один ребенок (диктор) описывает

кого-нибудь из детей (внешний вид, характерные особенности..), др. по рассказу узнают этого ребенка.

«Кому что нужно?»

Упражнять детей в классификации предметов, умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Воспитатель называет профессию, дети необходимые им предметы ( врач- тонометр, градусник, шприц, лекарство…)

 «Как лучше сказать»

Учить детей образовывать прилагательные при помощи суффиксов –еньк, -оньк, -еват, --ющ, -енн, -ейш, придающих словам дополнительные смысловые оттенки, учить образовывать прилагательные со значением усиления признаков через повторение их исходной формы.

Воспитатель задает детям вопрос, употребляя прилагательное в положительной степени, дети отвечают, используя суффиксы (волк злой, а волчище- злее, злющий).

     Д/игры (метод моделирования)

«Опиши животного»

Учить детей, используя схемы, описывать животных.

Дети, используя схемы-планы, описывают животных, не пропуская и не повторяя признаки.

«Придумай загадку»

Учить детей с помощью схем- планов придумывают загадки.

Дети, используя схемы-планы, придумывают загадки. 

февраль

Игры

с предметами:

«Для чего нужен предмет?»

Закрепить знания о назначении предметов, активизировать речь.

Дети рассказывают о предмете, о его использование, выигрывает тот, кто вспомнит больше вариантов применения.

«Кто что слышит?»

Развивать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.)

У воспитателя  ширма и разные предметы, при действии которых издается звук, на слух дети угадывают предмет (звенит колокольчик).

«Новоселье куклы»

Упражнять детей в употреблении понимания обобщающих слов, активизировать словарь.

Дети приносят только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем, например, чайная посуда- дети несут чашки, ложки, блюдца, молочник…

Настольные игры:

«Пирамида»

Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Дети выкладывают в верхний ряд-односложные  слова (рак), во второй ряд- двухсложные слова (ры-ба), в нижний ряд- трехсложные слова(ма-ши-на).

«Цветочный магазин»

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Дети раскладывают на полочки картинки с изображением цветов. На первую полочку- из двух слогов, на вторую- из трех слогов.

«Определения»

Учить детей правильно использовать предлоги, характеризовать расположение объектов в пространстве и относительно др. др., описывать словами направление движений объектов.

Дети рассматривают карточки и описывают ситуацию или воспитатель читает стихи- дети находят карточку.

«Животные и их детеныши»

Знакомить с животными средней полосы России, расширять словарный запас ребенка, формировать основы логического мышления

(обобщение, разделение на группы)

Дети составляют цепочку из карточек(самец «папа»-бык, самка-«мама»- корова, детеныш-теленок)

«Мир эмоций»

Знакомить детей с настроением, с эмоциями (мимикой). Учить подбирать карточки с противоположным  (радость- грусть) и одинаковым настроением.

Дети подбирают пару – «мальчик - девочка» с одинаковым (противоположным) настроением.

Словесные игры:

«Какое слово заблудилось?»

Формировать у детей умение находить точное по смыслу слово.

Воспитатель читает предложение, дети должны найти неточности и заменить слова, чтобы получилось правильное предложение.

«Скажи какой?»

Развивать у детей умение называть не только предмет, но и правильно обозначать его признаки, обогащать речь прилагательными.

Воспитатель предлагает детям:

1.По признакам узнать предмет (Круглое, сладкое, румяное- что это?)

2.Продолжить ряд- снег белый, холодный, серебристый…

3.Составить словосочетания со словами, отвечающими на вопрос какой? и характеризующие предмет по вкусу, цвету и т. д.

«Кто как передвигается и кто как подает голос?»

Развивать у детей умение правильно обозначать действия, обогащать речь глаголами.

Воспитатель просит вспомнить, кто как передвигается? (кузнечик - прыгает).

Кто как подает голос? (лев - рычит)

     Д/игры (метод моделирования)

«Придумай загадку»

Учить детей с помощью схем- планов составлять загадки.

Дети, используя схемы-планы, придумывают загадки. 

«Выучи потешку»

Помочь детей, используя схемы-картинки, запомнить словесный материал.

Дети, используя схемы-картинки, запоминают словесный материал (соотнося слова с рисунком).

март

Игры с предметами:

«Что предмет рассказывает о себе?»

Упражнять детей в составлении короткого рассказа, учить описывать предмет (цвет, форму, величину, назначение). Приучать детей слушать др. др., дополнять рассказ.

Дети достают из «чудесного мешочка» различные предметы, составляют рассказ.

«Магазин посуды»

Учить сравнивать предметы посуды по материалу, размеру, назначению.

 Чтобы купить посуду в магазине, надо правильно рассказать , что это за посуда, какая она, для чего нужна.

«Похож - не похож»

Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать речь, наблюдательность.

Дети находят похожие предметы, доказывают их сходство.

Настольные игры:

«Чей домик?»

Закреплять названия домов животных, активизировать словарь детей.

Дети подбирают картинки с изображением домиков животных и называют их.(собака живет в конуре ).

«Составь рассказ по картинкам»

Учить детей  последовательно раскладывать картинки и составлять по ним связный  рассказ, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ребенок последовательно раскладывает серию картинок и составляет рассказ.

«Найди пару»

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся др. от др. одним звуком, развивать фонематический слух.

Дети подбирают картинки, произносит оба названия, голосом подчеркивает их сходство и различие (коса - коза)

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учить детей составлять рассказ по выбранным картинкам, учить различать положительные и отрицательные поступки.

Дети соединяют два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку. Объясняют  поступки, нарисованные на картинках. 

Словесные игры:

«Путаница»

Развивать у детей умение находить смысловые несоответствия и заменять их словами, адекватные ситуации.

Воспитатель читает предложение, дети находят смысловое несоответствие и заменяют их словами.

«Найди противоположное слово»

Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Воспитатель начинает предложение, дети подбирают антонимы. Сахар сладкий, а лимон…(кислый).

«Найди похожее слово»

Учить детей подбирать синонимы к глаголам и прилагательным.

Воспитатель называет глагол (прилагательное), дети подбирают синоним (прощать- извинять, большой- огромный).

     Д/игры (метод моделирования)

«Перескажи рассказ»

Учить детей пересказывать небольшие произведения с помощью схем-картинок.

Дети, используя картинки-схемы, последовательно пересказывают рассказ (сказку).

«Опиши время года»

Учить детей, используя схемы, описывать времена года.

Дети, используя схемы-планы, описывают время года,  не пропуская и не повторяя признаки.

           

Список используемой литературы:

1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.

2.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.

3.Ушакова О.С.,  Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения.-2-е изд., дораб.- М.: Вентана- Граф, 2013.- 272 с.- (Тропинки).

4.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.- 64с.