Дата публикации: 01.04.2022
Автор: Лаврова Елена Игоревна,
Старший воспитатель,
МБДОУ детский сад № 24 «Звездочка»
Ставропольский край г. Пятигорск
Когда поднимается вопрос дисциплины в воспитании ребенка, многих родителей начинает волновать вопрос, как договариваться с ребенком мирными способами. Некоторые современные родители, даже не задумываясь об этом, очень часто произносят слово «Нельзя!» в категоричном, порой угрожающем тоне, что рождает в душе ребенка бунт и протест. Даже впервые произнесенное слово «нельзя» рождает в душе малыша негативные эмоции. Значит ли это, что это слово должно навсегда исчезнуть из родительского лексикона?
Запреты обусловлены социально и необходимы, чтобы сделать возможным сосуществование множества людей, с их разными, иногда противоречивыми желаниями. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению. Поэтому, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Но этих ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Существуют три стратегии поведения родителей, которые связаны с безопасностью ребенка. Первая стратегия – оберегать ребенка любыми способами от различных опасностей. Родители действуют по принципу «знаю, где упадет, и постелю соломинку». Ребенок растет несамостоятельным. Он не умеет определять степень опасности и не знает, как реагировать на нее.
Вторая стратегия – предупреждать с расчетом на инстинкт самосохранения ребенка. «Не ходи – упадешь!» – говорят родители.
Ребенок становится боязливым, воспринимает все вокруг как опасное и непреодолимое. Третья стратегия – определить границы и показать способы реагирования в той или иной ситуации. «Предупрежден, значит, вооружен!» – именно этому принципу следуют родители, которые придерживаются третьей стратегии. Что в этом случае получает ребенок? Он получает личный опыт и может самостоятельно определить степень опасности, овладевает навыками реагирования на сложившиеся обстоятельства.
Итак, при первой стратегии поведения родителей есть вероятность, что, став взрослым, ребенок так и не научится определять степень опасности и правильно на нее реагировать. При второй стратегии – у ребенка могут возникнуть страхи, которые помешают ему адекватно воспринимать опасность. Третья стратегия – наиболее эффективная. Родители, которые ей следуют, дают возможность ребенку самому понять ситуацию и выбрать правильный способ реагирования на нее.
В помощь родителям, какую стратегию поведения выбрать, российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить все запреты на зоны: зеленую, желтую, оранжевую и красную. Зеленая зона - все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить и т. д. Желтая зона - в нее входят действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенок может действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Например: можно шлепать по лужам, но в резиновых сапогах, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь. Оранжевая зона включает такие действия ребенка, которые, в общем, не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например: в Новогоднюю ночь ребенку разрешают лечь спать позже обычного. Или малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Эти исключения, если они действительно редки и оправданы, только подтверждают правила. Красная зона включает действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых не делается исключений. Обычно они связаны с причинением вреда (физического, морального) себе или другим. Например: нельзя играть с огнем, обижать тех, кто слабее, перебегать дорогу в неположенном месте. Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские запреты и ограничения.