Дата публикации: 01.04.2022
Автор: Пронина Юлия Андреевна,
воспитатель,
МОУ детский сад № 176, г. Волгоград
В настоящее время наша привычная жизнь претерпевает серьезные изменения, связанные с эпидемиологической ситуацией в мире. В условиях пандемии нам приходится подстраивать свою жизнь и работу к режиму самоизоляции. Эти изменения затронули каждого. Перестраиваться пришлось и систему образования, в том числе и в дошкольной ее ступени.
Ключевым средством, дающим возможность дальнейшего образования, становится дистанционное обучение. Это инновационная модель образования, которая позволяет сделать обучение в современных реалиях более доступным, вариативным. Но в то же время, требует от педагога определенных знаний и умений: навыки ведения образовательного процесса с помощью ИКТ, свободное ориентирование в образовательных сегментах сети интернет, знание технологи дистанционного обучения.
Дистанционное образование - образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Главная цель дистанционного образования - предоставить каждому ребенку возможность получения образования на дому в удобное для него время и в удобном для него темпе.
Дистанционное обучение может использоваться как для изучения всего курса (например, при введении карантина в ДОУ), так и для освоения отдельных разделов.
Дистанционное обучение в ДОУ имеет свои достоинства и недостатки.
Рассмотрим их. Достоинства:
- Свободный график. Родители сами определяют время, когда ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен.
- Возможен индивидуальный подход к детям с учетом уровня их способностей.
- Возможность работы с часто болеющими детьми.
- Возможность проведения дополнительных занятий с одаренными детьми.
- Способствует развитию у ребенка самостоятельности, организованности, активности, мотивации к познавательной и исследовательской деятельности.
- Повышается педагогическая компетентность родителей, они активнее включаются в образовательный процесс, становятся его полноправными участниками.
Недостатки:
- Необходимо наличие желания и времени у родителей заниматься с детьми. В случае отсутствия таковых уровень усвоения материала ребенком будет низкий, т.к. у детей дошкольного возраста недостаточно развит самоконтроль, усидчивость. Кроме того, без помощи взрослого ребенок не сможет получить доступ к ресурсам дистанционного обучения.
- Материальное обеспечение семьи: не каждая семья располагает электронными гаджетами (ПК, телефон, планшет), а также доступом к сети интернет.
- Дистанционное обучение требует проведения большого количества времени за компьютером, что негативно сказывается на здоровье.
- Отсутствие «живого» общения со сверстниками, что является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков.
- Авторитет воспитателя. Зачастую дети не воспринимают подачу материала от родителей, отличающуюся от того, как преподносит его педагог.
Дистанционное обучение предъявляет к современному педагогу определенные требования и ставит перед ним новые задачи. Педагог всегда несет ответственность за качество обучения, поэтому в условиях реализации дистанционного обучения и использовании ИКТ технологий он должен уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети интернет, владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.
Задачи педагога при организации дистанционного обучения:
- Организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
- Разработка системы и проведение оценки качества усвоения ребенком предлагаемого материала;
- Оказание консультационной поддержки родителям, повышение их педагогической грамотности.
Требования к педагогу в условиях дистанционного обучения:
- Знание предметной области;
- Знание текстовых редакторов;
- Навыки работы в интернете;
- Уверенное пользование ПК;
- Умение работать с программами по обработке изображений, таблиц,
рисунков, видео;
- Умение пользоваться электронной почтой.
Свою работу при использовании ИКТ технологий педагог должен выстраивать по двум направлениям: задания для детей (выполняются совместно с родителями) и консультации и рекомендации для родителей для повышения их педагогической грамотности.
При подготовке учебного материала педагог должен учитывать следующее:
- логика изложения материала (последовательность, взаимозависимость частей);
- сжатое изложение информации;
- включение наглядности;
- использование материала с учетом разного уровня подготовки детей;
- включение звука, графических вставок, видеоряда, анимации (их использование должно быть методически обосновано).
В структуру материала должно быть включено следующее:
- непосредственно учебный материал и наглядность;
- вопросы и задания для закрепления материала;
- рекомендации для родителей по изучению предлагаемого материала;
- задания для оценки качества усвоения материала.
Задания по ИКТ должны быть:
- игрового, познавательно-развивающего характера,
- хорошо оформленные графически,
- с хорошим звуковым оформлением,
- с достаточно простым сюжетом,
- с простым игровым процессом и управлением,
- небольшими по длительности.
Дистанционное обучение предполагает наличие мотивации у ребенка к получению новых знаний. Поэтому педагогу необходимо так преподнести материал, чтобы родитель, показав его ребенку, смог заинтересовать его, пробудить интерес к познавательной деятельности. Здесь большое значение имеет наглядность предлагаемого материала. Использование ИКТ, мультимедийных элементов способствует лучшему восприятию и запоминанию материала, т.к у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Педагогический процесс - постоянно развивающееся взаимодействие педагога и ребенка, направленное на решение задач обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. Дистанционное обучение сможет повысить качество и доступность дошкольного образования для всех категорий детей, позволит выполнить новый социальный заказ общества.