Дата публикации: 03.04.2022
Автор: Кудякова Юлия Анатольевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад №12 «Дубок»
Челябинская область, г. Южноуральск
Проблема экологического образования и воспитания детей с отклонениями в развитии рассматривалась некоторыми отечественными дефектологами. Необходимость формирования у учащихся с задержкой психического развития элементарных экологических знаний и представлений подчеркивалась в работах В.В. Воронковой, Т.Н. Головиной, Е.А. Ковалевой, Н.П. Каняевой, И.В. Кабелко, Т.М. Лифановой, Т.И. Пороцкой, В.И. Сивоглазова, Т.В. Шевыревой и др.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.
Как считает Николаева С.Н., понятие «экологическая культура» применительно к учащимся с задержкой психического развития должно рассматриваться как сложное, интегрированное образование личности, которое состоит из нескольких основных структурных компонентов [3]:
- когнитивного (система знаний и представлений об окружающем мире и о себе как субъекте природоохранной деятельности);
-эмоционального (эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, ответственность в выполнении природоохранных поручений);
-личностного (интерес к природным объектам и явлениям, частичное осознание значимости и ценности природы для человека, способность оценить свои и чужие поступки по отношению к природе);
-поведенческого (соблюдение правил экологически грамотного поведения, инициативность и самостоятельность в выполнении природоохранных поручений).
Определяя содержание развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, можно выделить особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
Кроме того, огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
В ходе проведённой нами экспериментальной работы по развитию основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития выяснилось, что отмечается средний уровень развития экологической культуры.
На этом уровне развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как правило, отношение к природе мало осознано и не очень активно. Ученик имеет системные знания, осмысленно воспроизводит и использует их при решении нестандартных задач. Преобладают потребности сохранения природной среды, но не всегда проявляется активная гражданская позиция по защите и охране природы. Имеется достаточно высокая степень готовности к природоохранной деятельности, которая полностью не реализуется. Имеются недостаточные знания экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети не очень хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Т.к отношению к природе недостаточно осознано и не очень активно у таких детей, рекомендуется больше уделять внимание природе. Стараться находить в ней привлекательные для ребёнка стороны, задуматься над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомиться побольше с произведениями искусства, отображающими природу.
Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней. Исходя из этого, мы разработали два направления по развитию основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- Первым направлением является начальное ознакомление с основными понятиями экологической культуры и представлениями.
Цель: сформировать у ученика основы экологической культуры и убежденность в необходимости бережного отношения к окружающей среде и к природным ресурсам.
Задачи:
- Сформировать представления об экологической культуре.
- Стимулировать стремление учащихся охранять природу родного края.
- Формировать у ученика умения бережного отношения к окружающей среде.
В этом направлении рассматриваются представления о знании экологической культуры, которые формируются в результате объяснения педагогом, просмотра наглядных пособий и видеофильмов о проблеме экологической культуры.
Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями, с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность.
- Ко второму направлению мы отнесли овладение младшим школьником с задержкой психического процесса видами и способами общественно – полезной практической деятельности экологического характера.
Цель: способствовать формированию умений экологического характера.
Задачи:
- Формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения.
- Вовлечение младших школьников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
- Формирование практических умений и навыков по отношению к природе.
В данном направлении широко используется наглядный материал на экскурсии. Одним из важнейших условий формирования практических умений в начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом «Познай природу». Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.
В процессе проведения коррекционной работы определялась нагрузка для каждого ребёнка на индивидуальном занятии и отслеживался уровень сформированности экологической культуры в настоящее время.
Основываясь, на результатах, полученных в ходе проведения экспериментальной работы, мы разработали систему заданий, комплекс упражнений и игр, способствующих развитию основ экологической культуры. После проведения системы занятий нами было отмечено, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития повысился интерес к природе, ответственного и бережного отношения к ней, готовности к природоохранительной деятельности, соблюдение всех правил и законов в природной среде, а так же реализация теоретических знаний учеников о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха.
Таким образом, экологическое воспитание осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического действия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для воплощения конкретных экологически грамотных и социально важных поступков.
Библиографический список
- Воробьева, А.Н. Экологическое образование младших школьников [Текст] / А. Н. Воробьева. – М.: НШ, 1998. – 64 с.
- Кириллова, З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы [Текст] / З. А. Кириллова. – М.: Начальная школа, 1989. – 26 с.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / C. Н. Николаева: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.