Дата публикации: 06.04.2022
Автор: Лазарева Ирина Николаевна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка»,
Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Цель: систематизация и углубление знаний детей о космосе.
Задачи:
- уточнить и расширить представления детей о космосе, о работе космонавтов;
- сформировать у детей понятие «космос», и «космическое пространство»,
- вызвать познавательный интерес к космосу,
- развивать диалогическую речь,
-воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, о планетах; рисование на тему: «Космическая фантазия», чтение стихотворений и рассказов о космосе, чтение энциклопедической литературы. Разгадывание загадок о космосе.
Оборудование: разрезные картинки с космическими сюжетами; презентация к конспекту.
Ход НОД
Орг. момент.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их оборотную сторону. Все дети, которые взяли фрагменты картинок с «рубашкой» желтого цвета, приглашаются к столу с желтой меткой, и составляют свою картинку, дети с красной, зеленой и синей меткой, так же приглашаются, к столам с метками и составляют картинки.
Детям предлагается рассмотреть картинки и определить тему занятия.
В: Ребята, послушайте стихотворение.
В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Реки, горы и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. В: О чем это стихотворение? (Ответы детей). Посмотрите - так выглядит наша планета Земля в космическом пространстве. Ученые выяснили, что наша планета Земля в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система? (ответы детей) Это солнце (показ) - вокруг которого вращаются планеты. Сказка «Солнечная система» Живет во Вселенной дружная семейка "Солнечная системе". Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку и жаркой "Венерой", самую добрую Землей, самый драчливый носит имя Марс. Он на небе (красноватая звезда, Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн отличается весельчаком с красивыми кольцами и только маленький Плутон всегда плаксивый. Он бог подземного царства холода, льда и вечной мерзлоты. У планет есть друзья - спутники. У Земли подружку зовут Луна. Никогда не разлучаются они, так и вертится луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы. И каждая планета Солнечной Системе движется по своей орбите. И у нас получился Парад планет. Это бывает очень редко, когда планеты выстраиваются в один ряд. В: Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? Д: (до планет очень далеко). В: Конструктор Сергей Павлович Королёв изготовил первый космический спутник. На нем установили специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. И тогда решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту. Кто же находился на борту? Д: Это были две собаки лайки: Белка и Стрелка. В: а кто был первым космонавтом? Д: Юрий Алексеевич Гагарин, русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший полет в космос на космическом корабле В: Молодцы! Какой праздник скоро мы будем отмечать? А почему именно 12 апреля? Д: (ответы детей) Речь с движением: «Полет к звездам» Отправляется в полет Наш волшебный звездолет. (дети складывают руки рупором перед ртом, ходят по группе в разных направлениях). Надевай скорей скафандры! (останавливаются у ориентиров, имитируют движения). Занимай скорей места! (становятся врассыпную, присаживаются) С космодрома мы взлетаем, (встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют их над головой. Подпрыгивают). Полетели, полетели, (бегут руки в стороны). До Луны мы долетели. (Останавливаются возле ориентира) Походили, посмотрели (ходят по группе в разных направлениях). И обратно прилетели. (Бегут, останавливается возле ориентиров). Воспитатель: Костюм космонавта называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Скафандр очень прочный защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. В: Ребята, как вы считаете, какой должен быть космонавт? Д: (ответы детей) В: Чтобы стать сильными и смелыми как космонавты, предлагаю вам ребята выполнить дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика: «Полет на Луну». «Запускаем двигатель». И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз. «Летим на ракете». И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз. «Надеваем шлем от скафандра». И.п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены на замок. Вдох - и.п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз. В: Сегодня мы с вами полетим в космос. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку. Распуская алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную…. Д: (ракета) В: Правильно, мы полетим на ракете в космическое путешествие к планетам Солнечной Системы. Приготовились к старту, встали, руки вверх. Пошел обратный счет: начинаем счет от 10. Дети10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, полетели. (Запись запуска ракеты). Руки вниз, сели. Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Слайд – 1 Галактика Галактика – это скопление звезд в космосе. Они видны в телескопы, как светлые небольшие туманные пятна. Наша галактика – Млечный путь – спиральная. Если взглянуть на нее сверху, то она будет выглядеть, как огромный звездный водоворот. Слайд – 2 Солнечная система Солнечная система – это небесные тела, которые движется вокруг Солнца. Солнечная система - это звёздная система, состоящая из Солнца и планетной системы, включающей в себя все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца: 8 планет. Воспитатель: Ребята, сколько планет в нашей солнечной системе? Давайте с вами все вместе вспомним Слайд – 3 Меркурий Воспитатель: В честь какого бога названа планета? Меркурий (первая планета по счету от Солнца) Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Меркурий — самая быстрая планета. Он успевает совершить полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток. (Если бы мы жили на Меркурии, то отмечали бы день рождения два раза в сутки) Поверхность Меркурия твердая, каменистая. Днем планета практически горит под солнечными лучами, а ночью промерзает. Слайд – 4 Венера Воспитатель: В честь, какой богини названа планета? Правильно Воспитатель: Какая третья планета? Слайд – 5 Земля Вопрос: какая по счету (третья планета от Солнца) Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. В атмосфере содержится кислород, которым мы дышим. И атмосфера защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Слайд – 6 Марс Эту планету назвали в честь древнегреческого бога войны. Похожая на Землю планета, но меньше по величине и холоднее. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой». Год на Марсе длится в несколько раз дольше земного. На Марсе имеются глубокие впадины, гигантские потухшие вулканы и обширные пустыни. Слайд – 7 Юпитер Юпитер – больше всех планет, Но жизни на планете нет. Повсюду жидкий водород, И лютый холод круглый год. Самая большая планета Солнечной системы - в 10 раз больше Земли. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы на ней поместиться. Вокруг своей оси Юпитер вращается так быстро, что облака вокруг него вытягиваются в длинные ленты, придавая планете полосатый вид. Юпитер - не твердая планета. Особенность Юпитера – Большое красное пятно. Это огромный вихрь. Д\и «Четвертый лишний» Солнце Венера Земля Африка Ракета Спутник Лодка Луноход Комета Звезда Метеорит Глобус Венера Марс Юпитер Большая медведица В: Молодцы, летим дальше? Слайд – 8 Сатурн Сатурн – это планета-гигант светло-желтого цвета. Она очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет, которые образуются из пыли, камней и льда. Все они вращаются вокруг планеты. Сатурн расположен далеко от Солнца, поэтому его температура очень низкая. Слайд – 12 Уран (седьмая от Солнца, относится к планетам-гигантам) Уран – планета – гигант. Это первая планета, которую увидели в телескоп. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается "лёжа на боку. Ее называют лежачая планета. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Слайд – 9 Нептун (восьмая планета от солнца) Нептун относится к планетам-гигантам. В римской мифологии бог морей. Поверхность его из космоса выглядит голубой. На Нептуне заметны пятна штормов. Самый крупный шторм выглядит, как большое темное пятно, по краю которого расположены белые пятна. Слайд – 10 Луна Украшал ночную синь Серебристый апельсин. А прошла неделя только - От него осталась долька. (Луна.) В: Кто ответит на вопрос, у земли есть спутник…? (Луна) Луна - естественный спутник Земли, ее постоянный ближайший сосед. Она вращается вокруг Земли. Луна меньше Земли в четыре раза. Она не светит сама, а лишь, как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Всю поверхность Луны покрывают большие и маленькие углубления – кратеры. Лунные кратеры – это следы от ударов камней из космоса – метеоритов. Темные пятна на Луне называют морями, хотя никакой воды на Луне нет. Слайд – 11 Звездное небо, кометы, созвездия В: Ребята, внимательно посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Кометы, планеты, созвездия). А что там впереди? Это неизвестная наша планета… В: Дорогие мои космонавты, ваш полет заканчивается. Мы с вами хорошо потрудились. Предлагаю напоследок зарядиться космической энергией. Закройте глаза, протяните к звездам руки – они вам дадут много сил и здоровья. Солнце согревает наши ладошки. Мы сильные и здоровые приземлились на землю. Откройте глаза. Вот мы и дома. Итог: А теперь мы вкратце вспомним свое путешествие. Поиграем в еще одну игру. Д/ и «Лови мяч и назови слово на космическую тему» Ребята, посмотрите, это же звездопад. Когда падают звезды, люди загадывают желания, и они сбываются. Я вам подарю падающую звезду, чтобы ваши желания сбылись. Раздать детям разноцветные, сверкающие звездочки. |