Дата публикации: 08.04.2022
Автор: Хлестова Татьяна Валерьевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 33», Свердловская обл,
г.Алапаевск
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Прежде чем приступить к практической работе, я изучила литературу по данной теме и актуальность использования с детьми.
Некоторые школьники часто отказываются рисовать: «Я плохо рисую». Нам стоит задуматься, почему ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Родители с раннего возраста сравнивают творчество ребенка с другими детьми: «Почему ты вылез за черту», «Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо». Так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.
Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам.
Для рисования в детском саду используют бумагу, манку, песок. Я подумала, а почему бы мне не использовать в работе другой материал, более интересный для детей. Ведь в детстве мы так любили к новому году рисовать на окнах елочки, снеговиков; очень любили рисовать на запотевшем стекле. Поэтому для работы с детьми я выбрала прозрачный мольберт.
Цель работы: Формирование у детей дошкольного возраста психоэмоционального и физического здоровья через нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте.
Задачи:
Образовательные:
– формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза,
развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
– формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение, память;
– развитие речи детей.
Воспитательные:
– воспитание нравственных качеств (доброжелательность, умение общаться)
– развитие художественного вкуса, творческого потенциала;
Оздоровительные:
-укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Стекло - простой и доступный материал, который дарит новые тактильные ощущения и очень привлекает детей. Это прочное небьющееся стекло в деревянной раме, имеет подставки. Мольберт можно поставить на пол или на стол. Для рисования надеваем фартуки. В работе использую сказки, загадки, стихи.
На прозрачном мольберте можно рисовать, используя кисточки, пальцы, кулачки, губки, штампы, водные маркеры, зубную щетку, смятую бумагу, детский крем. Для пальчикового рисования берем пальчиковые краски или обычную гуашь, разводим ее водой до консистенции жидкой сметаны, можно добавить две капельки жидкого мыла.
Во всех возрастных группах применяю здоровьесберегающие технологии, сочетающиеся с нетрадиционным рисованием на прозрачном мольберте: артикуляционную гимнастику, биоэнергопластику.
Прозрачный мольберт можно использовать как зрительный тренажер. Ребенок глазами проходит по нарисованным «дорожкам» разных цветов:
- по горизонтали: влево, вправо;
- по вертикали: вверх, вниз;
- по часовой стрелке;
- против часовой стрелки;
- по «восьмёрке».
Рисование на прозрачном мольберте очень хорошо сочетается с музыкотерапией. Дети любят рисовать под музыку: классическую, инструментальную, со звуками природы. Музыка создает настроение и сюжет детской работы, а может послужить моментом релаксации. А с пяти лет ребенок может «рисовать» музыку. Сначала нужно прослушать музыку, а затем ребенок изображает на мольберте все то, что представил (сон, бег, танец, мама качает ребенка, робот гуляет, баба яга на метле). А также можно изобразить цвет музыки.
Цветотерапия помогает полнее чувствовать красоту окружающего мира, помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг. Если ребенок возбужденный, предлагала нарисовать зеленую (спокойную) сказку, чтобы немного успокоить ребенка. Если у ребенка дефицит активности или он грустит, рисуем сказку, используя яркие краски (желтую, красную, оранжевую).
Обычно для рисования дети выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Рисование на прозрачном мольберте я начала с младшей группы методом от простого к более сложному.
Некоторые малыши трудно адаптируются в новой группе, не идут на контакт, и тогда меня выручал прозрачный мольберт. Я опускала палец в гуашь и начинала рисовать что-нибудь близкое ребёнку: домик, мама и т.д. Ребенок подсаживался рядом и с интересом наблюдал, а потом сам добавлял что-нибудь свое. Благодаря штампам ребёнок мог дополнить рисунок. Учила детей рисовать кулачком со стороны большого пальца, получились красивые розы, улитки.
Также в младшей группе во время адаптации проводила упражнения:
Точечный рисунок
С обратной стороны мольберта приклеивала шаблон. Ребенок пальчиком с краской обводит контур шаблона. Берется ватная палочка и окунается в густую краску нужного цвета. Ребенок рисует внутри контура точками ватной палочкой или пальчиком.
Дорисуй (прическу, хвост, лепестки и т. д.)
На обратную сторону мольберта прикрепляется контур головы, петух без хвоста и т. д. Нужно дорисовать недостающие детали любым из способов нетрадиционного рисования на выбор ребенка.
В среднем дошкольном возрасте к рисованию добавили тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев. Получили знания об основных жанрах живописи: портрет, натюрморт и пейзаж. Проводила упражнения:
Портрет с натуры.
Один ребенок находится с обратной стороны прозрачного мольберта (позирует), другой-рисует его с натуры. Также можно нарисовать портрет друга или портрет мамы, рассматривая фотографию.
Портрет по памяти
Вспоминаем вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование мятой бумагой, кремом, штриховка маркером.
С помощью крема можно рисовать сугробы снега или небо. На стекло наносится крем, равномерно распределяется обычной линейкой.
Для развития полушарий головного мозга рисуем как правой, так и левой рукой.
В рисовании на мольберте использую психогимнастику для снятия эмоционального напряжения, т.к. некоторые дети испытывают страхи наказания, перед человеком в белом халате, страхи темноты и другие.
Воспитатель просит ребенка изобразить свой «страх» на прозрачном мольберте, а затем просит дорисовать страх, превратив его в более яркий и красочный персонаж, с которым можно подружиться. Уничтожить свой страх можно, закрашивая или зачеркивая его изображения до полного исчезнования.
Вот некоторые упражнения с использованием прозрачного мольберта с 5-ти лет.
Рисунок в паре
Дети договариваются, на какую тему будут рисовать Первый ребенок рисует с одной стороны и рисует в верхней части мольберта, другой стоит с обратной стороны и рисует в нижней части или в середине мольберта. Затем объединяют рисунки совместным сюжетом. В совместной работе у детей формируются коммуникативные навыки, развиваются творческие способности.
Желтые дары земли
На мольберте дети рисуют «Желтые дары земли». Например, желтые цветы, овощи или фрукты и т.д.
Заколдованный лес
«Давайте попробуем расколдовать лес, видим линии, затем превратите все линии в рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей». Предлагаю превратить линии в зверей, птиц, насекомых и т.д.
Волшебные геометрические фигуры
На мольберте нарисованы различные геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям дорисовать их и превратить их в любые объекты природы или рукотворного мира.
Чего на свете не бывает?
Взрослый предлагает детям нарисовать то, чего на свете не бывает (фантастический образ) и рассказать о нем.
Герб
Воспитатель рассказывает детям, что такое герб, и предлагает придумать и нарисовать герб для нашей группы, для семьи и т.д.
Штриховка
Предлагаю ребенку нарисовать какое-нибудь животное, а затем заштриховать его разнообразной штриховкой по желанию, следуя направлению контура с помощью маркера.
Афиша
Афиша — это объявление о спектакле, концерте, лекции, фильме и т; п. Воспитатель предлагает придумать и нарисовать веселую афишу, например, на тему цирка о представлении, любимого мультфильма.
Рисование двумя руками
Воспитатель предлагает ребенку нарисовать одновременно двумя руками.
Например, правой рукой солнце, левой рукой цветок.
Рисунок с завязанными глазами
Ребенку завязывают глаза платком. Предлагаю нарисовать солнце, дом, зеленую траву, скамейку возле дома, дерево, облака и т.п.
Общий рисунок
Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок подходит к мольберту и рисует элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, и дорисовывает и т.д. В итоге получится коллективный рисунок.
Чудо дерево.
Ребенок рисует волшебное дерево, затем дети по очереди на веточках рисуют любые необычные вещи. на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.
Рисуем план сказки (рассказа)
Поверхность мольберта делится на столько частей, на сколько частей разделили произведение. Затем дети по очереди в каждой ячейке зарисовывают схематично главную мысль каждой части по типу мнемотаблицы. После зарисовки дети пересказывают произведение по плану.
Каляки-маляки
Ребенок рисует на мольберте разные закорючки, а другой ребенок с помощью рисования превращает их различные объекты.
Можно сказать, что нетрадиционные игры и упражнения по рисованию с использованием прозрачного мольберта являются здоровьесберегающими. По результатам работы я поняла, что рисование на прозрачном мольберте формирует у ребенка:
-Психологическое здоровье;
-Чувство спокойствия, расслабления;
-Снятия страхов, негативизма;
-Развитие левого и правого полушария головного мозга;
-Осязание;
-Пространственное мышление;
-Зрительно-моторная координация;
-Глазомер;
- Эмоционально-личностная сфера;
-Положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру.