Дата публикации: 15.04.2022
Автор: Кабаева Ксения Владимировна,
Воспитатель,
МБДОУ г.Иркутска Детский сад №81
В народе не может сохраниться то искусство,
которое не представляет ценности.
И.М. Калинин.
С древнейших времен у всех народов мира существуют веселые празднества по случаю сбора урожая, обычно они связаны с уборкой основной для данной местности сельскохозяйственной культуры и соответственно приурочивается к завершению сбора зерновых: винограда, хлопка, риса и так далее. В утвердившейся системе праздничного отдыха они завершают годовой цикл календарно - обрядовых праздников.
В народе на этот день приходился праздник Урожая и Благодарения Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли «Осенины» и отмечали как праздник Урожая. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, вино из ягод, оленина или говядина. Чашу с вином пускали по кругу, славили богов. Затем водили игры и хороводы, пели песни про хмель (с этих дней начинался сбор хмеля). В каждой семье освящали хлеб из овсяной муки, который впоследствии использовали для лечения больных людей и животных
Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества. Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
Через народный календарь знакомим детей с древнерусскими названиями месяцев. Сентябрь - «руен» связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света и ранними сумерками.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет вовремя, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
По старинным приданиям «Осень» – пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи наступающей зимы
Поэтому поддерживая традиции нашего народа ,мы в конце сентября проводим с детьми «Праздник Осени» или как его еще в народе называют «Осенины». Это проект веселого, музыкального праздника - развлечения. К этому празднику мы готовимся заранее: знакомим детей с культурой и традициями нашего народа; рисуем эскизы русских народных костюмов; разучиваем народные песни и танцы; учимся водить хороводы с элементами народного творчества обучаем детей игре на ложках ,знакомим с играми.
Так мы стараемся подвести детей к пониманию, как жили в старину люди, как отмечали свои праздники, во что одевались. Учим детей соблюдать традиции нашего народа оберегать и передавать их новому поколению. Для того, чтобы дети глубже и ясно чувствовали старину мы используем сочетания различных видов искусств народного творчества.
Приобщая детей к народной культуре через фольклорные праздники, мы формируем у них познавательный интерес к этому творчеству, воспитываем интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.
Длясамостоятельногоотраженияполученныхзнаниймывгруппесоздали
специальную среду с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
«Уголок ряженья», где дети сами наряжаются и импровизируют; музыкальный уголок с русскими народными инструментами (гармонь, ложки, балалайки.); патриотический уголок, где дети самостоятельно могут полистать альбомы: «Обряды», «Костюмы», «Музыкальные инструменты», «Жизнь и быт в старину» послушать записи русских народных песен и частушек.
Для родителей сделали папку-передвижку «Возрождаем народные традиции», где постоянно помещается материал по народному праздничному календарю, по русской кухне, помощь родителям в подготовке к народным праздникам.
В своем детском саду мы каждый год практикуем «Праздник Осени» как проект музыкального развлечения.В каждой группе своя программа в соответствии с возрастом . Начиная с младшей группы мы прививаем у детей любовь к труду, гордость за свой народ,подводим постепенно детей к понятиям традиции народа.. Особенно колоритным проходят выступление ребят из младшей группы. Конечно, ребятишки– умилили и своими стишками об овощах, и сценкой «Репка», и своим желанием участвовать в предложенных играх. Они с огромным удовольствием водили со скоморохами хоровод и разгадывали их загадки
А дети постарше уже везут свой урожай на грузовике:
«Ворота отворяй едит с поля урожай...»
А старшие дети водят хороводы с пением народных песен, играют на музыкальных инструментах ,они как будто проживают другую жизнь.
Ценность фольклорного или народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику осуществляем в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным.
Активное участие в проведении праздника принимают родители: они оказывают помощь в украшении зала (приносят из дома рушники вышитые еще бабушками), подготовка праздничного стола к чай питию (накрывают стол вышитой скатертью, ставят самовар и стряпню кренделей, бубликов ,с низким поклоном приглашают всех за стол),участвуют в конкурсах :изготавливают с детьми поделки из овощей или фруктов, участвуют в играх , водят хороводы вместе с детьми ,изготавливают себе и детям русские народные сарафаны, рубахи косоворотки, берут небольшие роли на себя.
Дети готовят для родителей подарки из природного материала.
Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.Это чай питие за длинным общим столом, под русскую народную музыку, Здесь же проходит обсуждение и выбор лучших работ по выставке «Осенние поделки».
Народный праздник –это подведение итога работы с детьми по усвоению фольклорного материала, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным, самобытным народным искусством.
Итогом нашей работы всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на празднике.