Дата публикации: 19.04.2022
Автор: Заломаева Татьяна Александровна,
Воспитатель 1 кв. кат.,
МБОУ «Центр образования №12»г. Тула
Проект «Здоровое питание, залог здоровья!»
Здоровье – это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить. Мало кто из нас хоть раз в жизни не болел, и испытание слабостью, конечно, никогда не было легким. Ведь любая болезнь, которая поражает наш организм, выбивает нас порой на длительное время.
Однажды Сократа спросили:
«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?»
Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у других людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!
По данным ФГОС одной из основных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Промежутки времени из нормального ритма жизни.
Данная работа является актуальной, так как питание является главной составляющей повседневной жизни, влияет на организм и самочувствие человека.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Так чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, улучшить самочувствие, ускорить обмен веществ, иметь хорошую фигуру нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство - питание.
Поэтому правильное питание можно смело отнести к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека (в разумных пределах, без передозировки) очень полезно.
Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.
С самого раннего детства у ребенка развиваются вкусовые предпочтения и привычки. Семья играет важную роль в их формировании. Именно в раннем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно быть неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог крепкого здоровья, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Цель проекта: способствовать формированию у детей представлений о роли правильного питания в жизни человека.
Задачи проекта:
1. Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания человека (какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, а какие вредны, отработать у детей умение отличать полезные и вредные продукты в рационе питания;
2. Закрепить знания детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких продуктов они входят;
3. Развивать познавательные и творческие способности детей, исследовательские умения и навыки, мыслительные процессы (анализ, синтез, умозаключения).
4. Воспитывать бережное отношение к своему организму, осознанное отношение к выбору продуктов питания, культуру поведения за столом.
5. Совершенствование у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребёнка. Вовлечение детей и их родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.
Тип проекта: информационно – творческий, групповой.
Формы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность (НОД, показ презентаций, игры на интерактивной доске; чтение литературы, выставки, беседы, игры, сотрудничество с родителями).
Участники: дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации:
1 неделя, краткосрочный проект
Возраст детей: 5-6 лет
1 этап.
Организационный:
Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта. Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видео материала, тематические картинки, репродукции картин по теме, дидактические игры. Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, мини-рассказы, загадки по теме, сказки. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Молочные продукты» «Магазин»; схемы - модели приготовления пищи, сервировки столов.
2 этап. Основной.
Реализация проекта.
Результат:
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
Обогащение детей знаниями о здоровом питание.
План реализации проекта:
Виды деятельности
Работа с детьми:
Познание
Д/И «Полезна - не полезна».
Д/И «Съедобное- несъедобное».
Игра «Узнай на вкус».
- Наш гость Зайчик проголодался. Давайте его угостим чаем.
Чай я приготовила. А что к чаю предложить? У меня только хлеб с маслом, тертый сыр, овощей немного. Что можно приготовить из них?
(делают бутерброды (хлеб, масло, сыр и овощи).
- Я думаю, что зайка остался очень довольным. Обязательно и нас научит.
Закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.
Подвижная игра «Собери полезные продукты в корзинку»
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование «Здоровое питание – здоровый ребёнок».
Коммуникация
Работа с детьми:
Беседы: «Где прячется здоровье?»
Рассматривание демонстративного материала
«Полезные и вредные продукты»
Чтение художественной литературы:
«Каша из топора», «Приключение овощей».
Чтение художественной литературы, потешек и загадок о фруктах и овощах.
Физкультминутка "Обжора"
Один пузатый здоровяк
(Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак
(Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком,
(Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском.
(Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил
(Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил
(Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар,
(Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар.
(Ударить слегка ладонью по лбу)
Взаимодействие с родителями:
Оформление стенда для родителей: «Правильное питание детей».
Изготовление папки-передвижки «Советы родителям о питании дошкольников».
Семейная фотовыставка: «Я дома ем полезную еду».
Взаимодействие с родителями:
«Здоровая пища»,
«Неполезные продукты».
«В каких продуктах «живут» витамины» (презентация).
Цель: формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей.
Итог:
Вопросы детям:
- Как вы думаете зачем человеку нужно знать, как правильно питаться7
- Какие полезные продукты вы знаете?
- Как вы думаете, мы помогли Маше выздороветь?
- И я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким!»
Презентация - "Здоровое питание, залог здоровья!".
Презентация - «Я хочу быть здоровым!»
Приложение 1
Анкета для родителей «Здоровое питание – здоровый ребёнок»
Уважаемые родители! Мы будем очень благодарны, если вы ответите на вопросы нашей анкеты! Эта информация нам необходима для организации эффективной работы с детьми по воспитанию осознанного отношения к здоровому питанию.
- Как вы считаете, какие продукты полезны для детей дошкольного возраста? ____________________________________________________________________________________________________________________
- Что предпочитает, есть ваш ребенок дома? ____________________________________________________________________________________________________________________
- Часто ли ест ваш ребенок: (нужное подчеркнуть) каши (да\ нет); яйца (да\ нет); молочные и кисломолочные продукты (да\ нет); сладости (да\ нет); жареную пищу (да\ нет).
- Какие из овощей и фруктов предпочитает ваш ребенок? ____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие напитки чаще пьет ваш ребенок? (Соки, газированную воду, кофе, компот, настой из трав, минеральную воду, чай и т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________
- Что чаще всего ребенок просит вас купить в магазине? (из продуктов)__________________________________________________________________________________________________________
- Какие блюда из меню детского сада не ест ваш ребенок? ____________________________________________________________________________________________________________________
- Любит ли ваш ребенок: гамбургеры, хот-доги и т.п.? Да\Нет
И как вы к этому относитесь?
а) положительно; б) отрицательно; в) ни как.
- Употребляет ли ваш ребенок в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп? Да\Нет
- Ест ли ребенок рыбные блюда? Да\Нет
Как часто вы дома готовите блюда из рыбы? ____________________________
__________________________________________________________________
- Принято ли в вашей семье готовить первые блюда? Да\Нет
- Обращаете ли Вы внимание на информацию, напечатанную на этикетках продуктов?Да\Нет
- Оцениваете ли вы питание своей семьи как здоровое?
Да\ В целом здоровое, но иногда бывают послабления\
Хотелось бы, что бы было здоровее\ Нет.
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Результаты анкетирования
В анкетировании принимало участие 14 родителей из старшей группы Б. Анкета состояла из 13-ти вопросов.
Анализ обработанных анкет показал, что родители серьёзно и ответственно отнеслись к заполнению анкет.
1. Как вы считаете, какая пища полезна для детей дошкольного возраста? (молочные каши, мясные блюда, фрукты, овощи, молочные продукты, разные супы и т.д.)
2.Что чаще всего кушает ваш ребенок дома? (фрукты, суп, курицу, макароны, рис йогурты, бутерброды)
3.Часто ли ест ваш ребенок: (нужное подчеркнуть) Каши (да, нет)-11 родителей; Яйца (да, нет) – 14 родителей; Молочную пищу (да, нет) – 14 родителей; Сладости (да, нет) – 9 родителей; Жирную и жареную пищу (да, нет) – 7 родителей.
4. Какие из овощей и фруктов предпочитает ваш ребенок? (яблоки, бананы, апельсины, груши, морковь, огурцы, помидоры – чаще всего)
5.Какие напитки чаще пьет ваш ребенок: соки, газированную воду, кофе, компот, настой из трав, минеральную воду, чай? (соки, чай, компот).
6. Что чаще всего ребенок просит вас купить в магазине? (фрукты, сладости)
7. Какие блюда из меню детского сада не ест ваш ребенок? (запеканка, кисель, блюда с капустой, рыба).
8. Любит ли ваш ребенок: гамбургеры, хот-доги и т.п.? (большинство- Да)
9. Употребляет ли ваш ребенок в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп? (большинство- Да).
10. Ест ли ребенок рыбные блюда? (большинство- Да).
11. Принято ли в вашей семье готовить первые блюда? (все- Да).
12. Обращаете ли Вы внимание на информацию, напечатанную на этикетках продуктов? (большинство- Да)
13. Оцениваете ли вы питание своей семьи как здоровое? (Да)
На основании анкет был сделан анализ:
- дети любят и предпочитают такие продукты и блюда как: фрукты, овощи, картофельное пюре, макароны, мясные котлеты, булочки, кисломолочные продукты; хлеб с маслом, курицу, йогурт,
- детям не нравятся такие продукты и блюда как: творожная запеканка, капуста, рыба.
Родители в свою очередь стараются разнообразить рацион полезными и вкусными блюдами, обращать внимание на информацию на этикетках продуктов, стремиться к здоровому питанию своей семьи.