0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 27.04.2022

Автор: Акбашева Светлана Раисовна,
воспитатель,
МАДОУ "Детский сад 94"
г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 января 2014 года.

ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ. Стандарт дошкольного образования призван обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях количество детей с проблемами здоровья, а особенно детей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается. В связи с этим в ДОУ возникает потребность в создании специальных условий для особенных детей.

У нас инклюзивный подход в системе образования находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов, как первой ступени инклюзивного образования гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей. В настоящее время совершенствование системы коррекционной помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья связано не только с расширением организационных форм получения образования этими детьми, но и с представлением им возможности ранней интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

В дошкольных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую становится затруднительным. Таким детям, как правило, крайне трудно овладеть программой обучения в те же сроки, что и здоровым сверстникам. Для того, чтобы инклюзивное образование действительно решало задачи полноценного образования, а не только лишь интеграции необходима разработка специальных интегрированных программ обучения и специально подготовленного инклюзивного образовательного пространства для нормально-развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже сложившийся процесс, нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.   

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны  для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, специально созданных условий. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики. Несмотря на то, что условия в группах для обычных детей, группу с посещает ребенок с индивидуальными особенностями – ребенок с диагнозом ДЦП.

У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, а движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, поэтому речь  развита недостаточно. Одним из средств решения обозначенной проблемы является здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

В нашем дошкольном учреждении мы создаем условия для организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня, с участием медицинского и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Являясь участниками этого общего процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов в здоровьесберегающий образовательный процесс.

В течение нескольких лет нами используется новое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие средства:

  1. физические упражнения;
  2. физкультминутки и паузы;
  3. эмоциональные разрядки;
  4. гимнастика (оздоровительная после сна);
  5. пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  6. лечебная физкультура;
  7. подвижные и спортивные игры;
  8. массаж;
  9. самомассаж;
  10. психогимнастика;
  11. сухой бассейн и др.

Учитывая индивидуальные особенности детей и внедрение в практику работы с детьми здоровьесберегающих технологий можно сказать, что перед педагогами стоят вполне решаемые задачи. Включая в свою работу пальчиковые игры и упражнения, занимательные задания, эмоциональные зарядки образовательный процесс становится более живыми, интересными, результативными.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Таким образом, в реализации здоровьесберегающих технологии, мы добились определённых результатов. По наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей.