0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 02.05.2022

Автор: Руденко Ирина Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №8»

Цель: закрепить знания детей о местных растениях. Дать знания о том, что цветы бывают комнатные, лесные, луговые, садовые. Уточнить представления детей о роли цветов в жизни людей (украшают, радуют, приносят пользу своими лекарственными свойствами). Активизация словаря: ″бутон″. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к цветам.

Материал: иллюстрации с изображением цветов, комнатные цветущие растения, загадки и стихи о цветах.

Ход занятия: Дети, скажите, что принято дарить людям на дни рождения, праздники, какой подарок всегда уместен? Правильно, цветы. А где растет цветы? (в лесу, на лугу, в поле, в саду). Поэтому как мы можем назвать цветы по видам? (лесные, луговые, полевые, садовые).

А как называются цветы, которые расцветают дома, на окнах? (комнатные). Дети, комнатные растения нужны нам не только для того, чтобы было красиво, но и для того, чтобы очищать воздух. Ведь растения способны впитывать вредные вещества и выделять полезные для нашего дыхания.

Какие вы знаете цветущие комнатные растения? (Амазонская лилия, Бегония, Кактус, Комнатная роза, Бальзамин и др.).

А теперь давайте представим, что мы с вами очутились на лесной полянке. Какие лесные цветы мы могли бы там увидеть? (ландыши, колокольчики, ромашки). А весной расцветает подснежник:

                            Солнце яркое пригрело

                            Сосны и валежники.

                            На поляну вышли смело

                            Первые подснежники.

                            Распрямились, расцвели

                            В эти дни весенние

                            Дети нежные земли

                            Всем на удивление.

                            На проталинке стоят,

                            На ветру качаются,

                            Словно звездочки горят,

                            Лесу улыбаются.

                            Иногда дожди идут

                            И снежинки падают,

                            А подснежники цветут,

                            Мир собою радуют.

А теперь давайте представим, что мы с вами попали на.… А вот куда мы с вами попали, вы сейчас узнаете из загадки:

                            Мы по ковру идем с тобой,

                            Его никто не ткал.

                            Лежит у речки голубой

                            И желт, и синь, и ал. (Луг)

Посмотрите, какое растение встречает нас на лугу:

                            На солнечной опушке фиалка расцвела,

                            Лиловенькие ушки тихонько подняла.

                            В траве она хоронится, не любит лезть вперед,

                            По всякий ей поклонится и бережно возьмет.

А с чем можно сравнить лист фиалки? Да, с маленькой, теплой ладошкой. А что же это за цветок на лугу? Он похож на бирюзовую звездочку. Это незабудка. Эти цветки очень нежны, беззащитны. Зато плоды незабудки очень цепко прикрепляются к шерсти животных и таким образом перемещаются в другие места, где и вырастают из них молодые цветы незабудки.

                            Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

                            И кто их только выдумал - веселых, голубых?

                            Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

                            Чуть-чуть поколдовали, и сделала цветок.

Как вы думаете, чем отличается незабудка от фиалки? А что у них общего? Где растут эти цветы? Как вы думаете, какие это цветы – лесные или полевые? Почему?

Дети, есть такой цветок, который растет на сорном растении. Это чертополох или репей.

                            Репей я колючий, ко всем пристаю.

                            Расту при дороге, у стенки стою.

                            Задеть меня платьем прохожий боится.

                            Нельзя ли хоть с вами репью подружиться?

А почему репей колючий? Это потому, чтобы репей мог путешествовать, прицепившись к шерсти животных, одежде людей. А потом он произрастает на других местах.

Дети, все цветы, о которых мы сейчас говорили (луговые, лесные, полевые) произрастают сами – их никто не сажал, не ухаживал за ними. Это постаралась матушка-природа.

А есть цветы, которые выращивает человек в саду, в теплице. Эти цветы называются садовыми. Назовите их (роза, гвоздика, сирень, пионы, астры, хризантемы, георгины).

Чтобы вырастить красивые садовые цветы нужно много потрудиться. Что нужно сделать? (вскопать землю, посадить семена, поливать всходы, пропалывать сорняки, удобрять землю).

Дети, в какое время года цветов особенно много, а в какое – мало? (много – летом, мало – весной и осенью поздней).

А почему осенью становится мало цветов? Да, потому что осенью становится мало тепла, много пасмурных, дождливых дней, а ведь цветы любят солнце, тепло, свет. (рассматривание открыток садовых цветов).

А сейчас отгадайте загадки о цветах:

                            Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

                            Нам запах свежести лесной

                            Приносит позднею весной

                            Цветок душистый, нежный

                            Из кисти белоснежной. (Ландыш)

Есть цветы, которые растут прямо на воле. Отгадайте про них загадку:

                            Кувшинчики и блюдца

                            Не тонут и не бьются. (Цветы кувшинок и их листья)

Дети, а вы знаете, как называется ещё нераспустившийся цветок? (Бутон).

Послушайте, что говорится про бутон в загадке:

                            Был тугим он кулачком,

                            А разжался – стал цветком.

А есть цветы съедобные. Из одуванчиков, лепестков роз и шиповника можно варить варенье.

Есть среди диких цветковых растений такие, которые являются лекарственными. Вот загадки про них:

                            Шел я лугом по тропинке,

                            Видел солнце на травинке.

                            Но совсем не горячи

                            Солнца белые лучи. ( Ромашка)

                            На зеленой хрупкой ножке

                            Вырос шарик у дорожки.

                            Ветерочек прошуршал

                            И развеял этот шар. (Одуванчик)

                            Колосится в поле рожь,

                            Там во ржи цветок найдешь.

                            Ярко-синий и пушистый,

                            Только жаль, что не душистый. (Василек)

А сейчас игра ″Угадай, какой цветок″ (воспитатель берет цветы или открытки трех видов  – садовые, полевые, луговые – и дает их детям. Потом описывает какой-нибудь цветок или загадывает о нем загадку. Дети должны сказать название цветка и классифицировать его).

Выбрать из гербария: а) цветы нашего участка;

                                    б) цветы луга;

                                    в) цветы леса.

Или: а) весенние цветы;

         б) осенние цветы.

Из чего состоит цветок? (лепестки, венчик, пестик, тычинки).

Дидактическая игра ″Цветочный магазин″. Дидактическая задача: учить детей описывать предмет (цветок), находить его существенные признаки, узнавать цветы по описанию.  Дидактическое правило: всем, кто хочет купить цветок, нужно описать его, рассказать о нем всё, что знает.

Дети, вот какие разные-разные бывают цветы. Давайте же будем беречь их.

                            Цветок на лугу я сорвал на бегу.

                            Сорвал – а зачем? – объяснить не могу.

                            В стакане цветок постоял – и завял.

                            А сколько бы он на лугу простоял?

Вопросы к итогу занятия:

- какие плевые цветы вы знаете?

- какие лесные?

- какие садовые?

- как нужно относиться к растениям?

             Список литературы

1.Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .

2.Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010

3.Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.