Дата публикации: 06.05.2022
Автор: Милорадова Ирина Альбертовна,
воспитатель,
МБДОУ №67 «Сибирячок»
В современном мире становится довольно тяжело воспитать действительно благодарных детей, просто потому что ребенку очень сложно объяснить, почему он не имеет того, что есть у других. Сделает ли наличие самого нового смартфона или другого гаджета вашего ребенка лучше? Нет. Но благодарность за всё, что у него есть и даже за возможности, которые предоставляет ему жизнь, способна на это.
Большинство родителей стараются создать для своих детей идеальные условия, обеспечить максимальный комфорт и благополучие. Но не все дети понимают, какие усилия родители прикладывают для этого. Чтобы воспитать в ребенке чувство благодарности отцу и матери нужно преподать собственный пример, замечая и оценивая все, что их окружает. Если ребенок будет видеть такое поведение, он начнет понимать, сколько родителям приходится трудиться для получения желаемого. Современный мир дает нам ложное представление о понятии «счастье». С детства детям прививают, что они будут счастливы при наличии материальных ресурсов, недвижимости, высокого социального статуса. Но такое воспитание приводит к тому, что большинство детей вырастают эгоистичными.
Воспитание и развитие благодарности у детей требует терпения и выдержки. Невозможно научить ребёнка проявлять благодарность в один миг. Методы воспитания и развития нужно применять последовательно, систематически и однажды большим подарком станет детская признательность, которая сделает лучше и самого ребёнка.
Каждый человек хочет иметь дело с более приятными в общении, вежливыми благодарными детьми, но главное состоит даже не в этом, а в том, что, познав благодарность, дети лучше чувствуют эмоции другого человека, у них развивается эмпатия и другие полезные качества. Чувство благодарности позволяет им понимать заботу старших о них, когда те обнимают и целуют их, покупают игрушки или кормят вкусненьким. Этим и ценно воспитание благодарности у детей.
Хорошим примером, может быть старая бабушкина игра «Волшебное слово». Эта игра действительно работает — проверено многими поколениями! У бабушки на столе не появятся пирожки, она не поможет обуться, не поиграет в прятки, пока внук не скажет волшебное слово «пожалуйста».
Все это сначала можно подавать как игру, а потом оно войдет в привычку.
Когда у ребенка есть все, что он только пожелает, ему трудно оценить, как это — чего-то не иметь. Слова о том, как это тяжело и обидно быть бедным или иметь скупых родителей, для него практически пустой звук. Для более глубокого осознания покажите ребенку фильм, в котором показано трудное детство, познакомьте с малообеспеченными детьми, купите подарки и посетите детский дом. Только на личном опыте ребенок поймет: нужно ценить, то, что у него есть и быть благодарным родителям за это.
Ситуация, когда только ребенок о чем-то подумал, а родители или бабушки-дедушки уже бегут покупать, самый прямой путь воспитания неблагодарного человека. Яркий признак, когда малыша спрашивают, что ему подарить на День рождения, а он не имеет ответа. У него уже все есть, а если что-то захочет, оно и так будет. И то, что у них есть все необходимое и даже больше — это воля родителей. А вот если малыш чего-то сильно хочет, то он тоже должен приложить какие-то усилия. И не устраивать истерики-капризы, а сделать что-то по истине полезное. И тогда только ребенок будет ценить полученное, испытает радость и благодарность за то, что его мечта сбылась.
Часто бывает, что родители покупают подарок своему ребенку в полной уверенности, что он ему понравится. А сын вместо велосипеда получил книжку, и, конечно же, тотчас демонстрирует своё разочарование. Всем становится неловко. Не стоит его убеждать, что книга намного лучше велосипеда. Нужно научить ребёнка демонстрировать благодарность, даже будучи разочарованным презентом. Нужно объяснить малышу, что, даже получив совсем не то, что ожидал, он должен проявить благодарность. Если он отреагирует правильно, то его нужно поблагодарить и сказать, что оценили его терпение.
Лучший способ научить детей чувству благодарности — самим благодарить их за правильные и полезные дела. «Ты мой помощник (ца)!» Когда детей благодарят за помощь, они чувствуют, что их ценят. Такие обыденные вещи, как уборка комнаты или выполнение задания, данное ребенку, становятся приятными. Благодарность приводит к тому, что желание ребенка помогать становится больше и больше и ему хочется стараться. Чтобы развить в своем ребенке чувство благодарности, попробуйте всей семьей отказаться от предметов роскоши на неделю. Выключите телевизор, компьютер, откажитесь от стиральной машины. Это может создать дискомфорт, но это замечательный способ показать детям, что нужно ценить то, что ты имеешь.
Родители сами определяют, когда и сколько времени готовы уделять творению добра. К «добротворению» относится благотворительность (помощь людям, которые в чем-то нуждаются, сбор необходимых вещей), уборка общественной территории, кормление животных в питомниках, помощь престарелым людям. Все это дает ребенку понимание и ощущение того, что приятно не только брать, но и отдавать.
Исследования ученых подтверждают, что маленькие дети чувствуют себя намного счастливее и увереннее, когда имеют возможность делиться чем – то с другими или угощать. Наибольшую радость им приносит подарок, который сделан своими руками. Также важно объяснять детям, что дарить можно не только вещи или предметы, но и добрые слова, улыбку, объятия, положительные эмоции. Можно делиться игрушками или сладостями. Родителям же, главное, следить, чтобы это происходило осознано.
Как видно, счастье - это вовсе не результат. Не результат получения чего- либо, чего у ребенка нет. Это всего лишь признание ценности того, что уже у нас есть. В силу своего возраста, дети не умеют оценивать родительские старания, не могут еще понять, что стоит за комфортом и благополучным детством. Пусть дети с ранних лет сами учатся зарабатывать карманные деньги, ведь им нужно усвоить, что деньги не падают с неба, а всегда получаются за труд. В процессе заработка денег они легче улавливают связь между трудом, временем и деньгами. Пусть они присутствуют при покупке подарков или просто вещей. Если они старались, трудились, откладывая деньги, то покупка на них станет для детей более ярким событием.
Конечно, на своем примере взрослые могут сами замечать и оценивать то, что их окружает, что в результате приведет к пониманию ценности родительского труда у ребенка. Отмечая позитивные моменты и не забывая благодарить, мы меняем смысл наших мыслей, находим ценность и учим этому детей. Например, «Как хорошо, что на праздник собралась вся семья!», «Как здорово, что сегодня выходной, и мы все вместе можем сходить в кино!».
Помочь детям почувствовать чувство благодарности – это очень важно. Один из самых простых способов сделать это - помочь им чувствовать благодарность глубоко внутри своего сердца и не через слова, а через искусство, через сказки.
Во многих произведениях и мультфильмах можно встретить примеры благодарственных слов и поступков. Например, в мультфильме «Ух ты, говорящая рыба!» хорошо показано, как правильно проявляется чувство благодарности. Да и напоминается о том, что нужно делать добро: «Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт — добром к тебе вернётся».
Для того, чтобы научить чувству благодарности ребёнка, можно создавать подходящие ситуации в играх, которые покажут подходящие моменты для благодарностей. При этом в игре навыки будут усваиваться гораздо быстрее.
Свое внимание и любовь — самое ценное, что родители могут дать детям. Проводите с ними время, играйте, балуйтесь, не отмахивайтесь от 100-го вопроса «почему?», ведите серьезные «взрослые» разговоры, просто обнимайте и говорите им, как вы счастливы и благодарны за то, что они у вас есть. Самое главное - помните, что ребенок всегда берет пример с нас, родителей, бабушек и дедушек, и только когда мы сами научимся быть благодарным за всё, что имеем, наши дети будут делать так же. Ребенок не рождается с опцией благодарности, которую в нужный момент можно просто включить, зато ее можно передать, вырастить и развить. Поэтому прежде чем требовать и ждать от ребенка благодарности, подумайте, достаточно ли вы благодарны сами?