0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 20.05.2022

Автор: Тищенко Марина Рубеновна,
учитель,
г. Ростов-на-Дону,ЧОУ "Международная школа АЛЛА ПРИМА

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают давно и в разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. ИЗО в школе — это не только основная художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого ведут к серьезному ущербу миропониманию, как материальному, так и духовной культуре. Поэтому воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса изо как школьного предмета и продолжаться во все времена пребывания учащегося в школе. Творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно и поисковая работа интеллекта. Если эмоции вяло участвуют в познании, то ученик не относит к себе полученную информацию, остается к ней равнодушным. Между тем педагогическая наука и практика очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль. Блок «Искусство» должен стать ведущим в образовании, влиять на методы и приемы работы учителя, помогать раскрывать эстетические аспекты разных учебных предметов. Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства. Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач. Осознанное овладение художественным творчеством, как и теоретическим, так и практическим, развивает у детей творческих способностей, мировоззрение, смекалку и логику мышления как никакой другой. Методика преподавания ИЗО в школе всегда была объектом повышенного внимания учителей, ученых методистов всех стран и народов. Это обусловлено многими причинами. «Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки творческой личности. Изобразительное искусство должно помочь учащимся найти ответы на волнующие сегодня вопросы: Каким должен быть современный человек? Какими художественными эстетическими ценностями живет современное общество? Нередко подход к эстетическому воспитанию средствами искусств носит созерцательный, а не активно-деятельный характер. Современные школьные программы в большей степени ориентированы на искусство как основные средство эстетического воспитания, не учитывая воспитательные возможности традиционной культуры, орнаментального творчества народов РФ». Сегодня очень важно увеличения часов по ИЗО в школах. Как обучать ИЗО учащихся, чтобы добиться осознанного и глубокого усвоения художественного образования, и эстетического воспитания, предусмотренного программой общеобразовательных школ, лицеев, гимназий? Этой проблеме посвящено много серьезных исследований — кандидатских и докторских диссертаций, монография книг. Эта тема многогранно и неисчерпаема. Основной фигурой школьного образования является учитель. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания ИЗО в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям. В связи с этим необходима значительная модернизация художественных программ, изучаемых будущим учителем в пединституте и на художественных училищах и в общеобразовательных школах. Современные педвузовские и школьные программы по ИЗО, включающие в себя углубленное изучение таких ее разделов, как содержание ИЗО которые входит четыре вида занятий (рисование с натуры, тематические рисование, декоративное рисование и беседы об искусстве), позволяют в полной мере сформулировать у будущего учителя то багаж знаний, конкретных приемов и методов, которые необходимы в его практической деятельности. Итак, к чему же сводятся наши суждения о проблеме обучения ИЗО? Ныне как никогда школе нужна взвешенная, хорошо продуманная современная система художественного образования. Анализ результатов использования информационных технологий при изучении ИЗО позволяет говорить о том, что учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и творческий логический уровень; подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным; стимулируется активность учащихся; ярче проявляется индивидуализация учебного процесса; появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока; появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени. При этом вырабатываются такие основные общеучебные навыки, как умение воспринимать и воспроизводить полученные знания; планирование и постановка целей; повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам; ведение записей; самопознание и формирование мотива достижения цели; самооценка собственной работы.