0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 09.06.2022

Ерофеева С.А.
МБДОУ детский сад №100 «Летучий корабль»
г. Ульяновск

 

Патриотизм-это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания- воспитать свободную личность гражданина, патриота своей страны.

С этой целью в нашей стране Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.№1493 вышла государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

Задачами данной программы являются:

-развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию;

-развитие военно-патриотического воспитания граждан.

В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно. Детям доступно чувство любви к своей семье, родному краю, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

-занятия в соответствии с темами;

-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

-работа с родителями;

-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

В работах философов советского периода «патриотические чувства» определяются со ссылкой на труды В.И. Ленина, который рассматривал их как «наиболее глубокие чувства, закрепленные веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [2, С. 190].

Чувство патриотизма формируется в процессе воспитания. Импонирует точка зрения В.И. Загвязинского, который под патриотическим воспитанием понимает систематическую и целенаправленную деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины [3, С. 88].

Ушинский К.Д, развивая принцип наглядности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности [1, С. 160].

Патриотическое воспитание сегодня одно из самых важнейших звеньев воспитательной работы.

В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом интересов и потребностей ребенка и включения ребенка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно-игровую, продуктивную, трудовую, художественно-литературное творчество.

В нашей группе создан уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают: флаг и герб Российской Федерации, герб города Ульяновска, портрет президента РФ, а также куклы в национальных костюмах: русском, чувашском, мордовском и татарском. В уголке имеется карта России и города Ульяновска, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Ульяновска, книги об истории и достопримечательностях русского народа, государственной символикой.

Имеется лэпбук «Народный быт», состоящий из народных промыслов, музыкальных инструментов, загадок, пословиц и поговорок.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществляется через следующие формы работы:

-совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Мой папа в армии служил», «Моя семья», «Мой папа самый лучший»);

- ежегодное проведение «Зарницы»;

-участие на праздниках и семейных утренниках;

-участие детей и родителей в городских мероприятиях, посещение библиотеки имени С.Т.Аксакова, благоустройстве нашего ДОУ.

В родительском уголке выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. На родительском собрании проведено анкетирование «Что такое патриотизм?», «Воспитываем патриотов». Родители активные участники всех мероприятий, проводимых в группе: оформляли семейные рисунки, изготовили генеалогическое дерево и герб семьи.

В своей работе я использовала разные формы работы с детьми:

-изучение государственных символов Российской Федерации, получение знаний о Москве-столице России, о ее истории;

-знакомство с культурой и традициями родного края;

-проведение виртуальной экскурсии «Достопримечательности города Ульяновска» с помощью интерактивной доски.

Дети с удовольствием рисовали любимый город, родную природу, изготавливали поделки из природного материала.

Ежегодно с детьми, в рамках празднования Дня Победы, мы возлагаем цветы к вечному огню. Проводится экскурсия в парк «Прибрежный» к памятнику пограничных войск.

В нашем саду есть мини-музей гражданской авиации, где расположен макет самого крупного завода «Авиастар-СП». Здесь проходят экскурсии для детей по ознакомлению их с видами самолетов, которые выпускает наш завод.

В честь 75-летия Великой Победы мы создали памятный уголок, где представлены альбомы «Песни военных лет», «Герои войны», «Стихи и рассказы о войне», «Города-герои», «Памятники советскому солдату», лэпбук «О войне».

Ежегодно 9 мая наши родители участвуют в акции «Бессмертный полк».

С традициями русского народа дети знакомились, участвуя   в народном празднике - «Масленица».

Данная целенаправленная деятельность способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Дети становятся дружелюбны, более общительны, проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Дети узнают и называют улицы города, его достопримечательности. С восхищением воспринимают красоту окружающего мира, у детей формируется чувство уважения, гордости и благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Формирование у дошкольников патриотической позиции заключается во взаимосвязи разных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

 

                             Литература

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.
  2. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 2006. – 224 с.
  3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Март, 2005. – 448 с.
  4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493
    "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.