Дата публикации: 09.06.2022
Ерофеева С.А.
МБДОУ детский сад №100 «Летучий корабль»
г. Ульяновск
Патриотизм-это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания- воспитать свободную личность гражданина, патриота своей страны.
С этой целью в нашей стране Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.№1493 вышла государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
Задачами данной программы являются:
-развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию;
-развитие военно-патриотического воспитания граждан.
В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно. Детям доступно чувство любви к своей семье, родному краю, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:
-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:
-занятия в соответствии с темами;
-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
-работа с родителями;
-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.
В работах философов советского периода «патриотические чувства» определяются со ссылкой на труды В.И. Ленина, который рассматривал их как «наиболее глубокие чувства, закрепленные веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [2, С. 190].
Чувство патриотизма формируется в процессе воспитания. Импонирует точка зрения В.И. Загвязинского, который под патриотическим воспитанием понимает систематическую и целенаправленную деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины [3, С. 88].
Ушинский К.Д, развивая принцип наглядности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности [1, С. 160].
Патриотическое воспитание сегодня одно из самых важнейших звеньев воспитательной работы.
В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом интересов и потребностей ребенка и включения ребенка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно-игровую, продуктивную, трудовую, художественно-литературное творчество.
В нашей группе создан уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают: флаг и герб Российской Федерации, герб города Ульяновска, портрет президента РФ, а также куклы в национальных костюмах: русском, чувашском, мордовском и татарском. В уголке имеется карта России и города Ульяновска, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Ульяновска, книги об истории и достопримечательностях русского народа, государственной символикой.
Имеется лэпбук «Народный быт», состоящий из народных промыслов, музыкальных инструментов, загадок, пословиц и поговорок.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществляется через следующие формы работы:
-совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Мой папа в армии служил», «Моя семья», «Мой папа самый лучший»);
- ежегодное проведение «Зарницы»;
-участие на праздниках и семейных утренниках;
-участие детей и родителей в городских мероприятиях, посещение библиотеки имени С.Т.Аксакова, благоустройстве нашего ДОУ.
В родительском уголке выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. На родительском собрании проведено анкетирование «Что такое патриотизм?», «Воспитываем патриотов». Родители активные участники всех мероприятий, проводимых в группе: оформляли семейные рисунки, изготовили генеалогическое дерево и герб семьи.
В своей работе я использовала разные формы работы с детьми:
-изучение государственных символов Российской Федерации, получение знаний о Москве-столице России, о ее истории;
-знакомство с культурой и традициями родного края;
-проведение виртуальной экскурсии «Достопримечательности города Ульяновска» с помощью интерактивной доски.
Дети с удовольствием рисовали любимый город, родную природу, изготавливали поделки из природного материала.
Ежегодно с детьми, в рамках празднования Дня Победы, мы возлагаем цветы к вечному огню. Проводится экскурсия в парк «Прибрежный» к памятнику пограничных войск.
В нашем саду есть мини-музей гражданской авиации, где расположен макет самого крупного завода «Авиастар-СП». Здесь проходят экскурсии для детей по ознакомлению их с видами самолетов, которые выпускает наш завод.
В честь 75-летия Великой Победы мы создали памятный уголок, где представлены альбомы «Песни военных лет», «Герои войны», «Стихи и рассказы о войне», «Города-герои», «Памятники советскому солдату», лэпбук «О войне».
Ежегодно 9 мая наши родители участвуют в акции «Бессмертный полк».
С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народном празднике - «Масленица».
Данная целенаправленная деятельность способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Дети становятся дружелюбны, более общительны, проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Дети узнают и называют улицы города, его достопримечательности. С восхищением воспринимают красоту окружающего мира, у детей формируется чувство уважения, гордости и благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Формирование у дошкольников патриотической позиции заключается во взаимосвязи разных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Литература
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 2006. – 224 с.
- Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Март, 2005. – 448 с.
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493
"О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" - Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.