0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 12.06.2022

Автор: Дергачева Лариса Дмитриевна,
Инструктор по физической культуре,
МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка»
Челябинская область, г. Верхний Уфалей

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время в мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения страны. Ученые связывают этот факт с экологическими проблемами, с отрицательными бытовыми факторами, некачественным питанием, загрязнением воздуха и атмосферы.

  Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста представлен в работах сотрудников различных институтов РАМН, ученых, представителей системы здравоохранения. Данные исследования учёных указывают на неутешительные результаты. Важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей подчёркивается и в концепции дошкольного воспитания, поэтому оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОУ.

  в связи с этим, роль педагога образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. в ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

  Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья и знакомство с методами оздоровления дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна.

 Отечественный ученый К.П. Бутейко разработал метод волевой ликвидации глубокого дыхания, в основе которого специальная методика регуляция дыхания. В соответствии с этой методикой во время тренировок определенным образом уменьшается глубина дыхания, при этом уменьшаются потери углекислого газа с выдыхаемые воздухом и происходит накопление углекислого газа в крови, что тренирует нейроны головного мозга и благотворно сказывается на развитии ребенка.

  А.Н. Стрельникова разработала парадоксальную гимнастику и считала, что под благотворное воздействие этой гимнастики попадают все физиологические процессы организма, поэтому  широко она широко применяется в практике дошкольных учреждений нашей страны.

  Возникшие противоречия – потребность современного общества вырастить здоровое поколение и, с другой стороны, тенденция к снижению показателей уровня здоровья детей дошкольного возраста приводит к необходимости изучения проблемы оздоровления детей и применения различных методик, в том числе и дыхательной гимнастики.

   Нужно отметить, что здоровое дыхание очень важно для сохранения здоровья детей и правильно сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохранятся и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться. И одна из составляющих здорового образа жизни – сформированный навык правильного дыхания.

  Воспитатель организует самостоятельную деятельность детей по оздоровлению, где они под руководством воспитателя выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей. однако именно эта часть гимнастики вызывает трудности у дошкольников, поэтому педагог должен ограничиться выполнением одного - двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд.

Вашему вниманию предлагается комплекс дыхательных упражнений игрового характера для детей дошкольного возраста.

1.Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развернута. Обычная ходьба: ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы.

Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках,

Мы идем, как все ребята,

И как мишка косолапый.

2. «Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносят «тах – тах- тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимать руки к плечам – вдох.

Повторить 3 – 5 раз:

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями тах – тах (выдох)

Поднимим руки мы к плечам (вдох),

Потом опустим – так.

3. «Самолет»

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки. повторить 2-4 раза в каждую сторону.

Расправил крылья самолет,

Приготовились в полет,

Я направо погляжу:

Жу – жу –жу.

Я налево погляжу:

Жу – жу – жу.

4. «Насос»

Дети стоят, скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочередно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох. Повторять 4 – 6 раз:

Это очень просто –

Покачай  насос ты.

Направо, налег …

Руками скользя,

Назад и вперед

Наклоняться нельзя

Это очень просто –

Покачай насос ты.

5. «Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш». выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох. Ходьба по залу: «Мишка наш пошел домой, да и крошка заинька».

6. «Подуем на плечо»

     Дыхательная гимнастика представляет собой группу универсальных упражнений, направленных на стабилизацию тонуса организма, улучшению протекания процессов газообмена, увеличению метаболизма. И соответственно, происходит нормализация общего состояние организма и лечение заболеваний, преимущественно дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы. Главным достоинством дыхательной гимнастики является минимальных «набор» противопоказаний и побочных эффектов, к которым можно отнести: лихорадочный синдром, хронические заболевания в стадии стойкой декомпенсации, острый тромбофлебит, внутренние кровотечения.

 Также полностью исключен риск получения травм вследствие неосторожности, ведь дыхательная гимнастика не несет сосредоточенной нагрузки на определенные группы мышц, что делает ее универсальным видом упражнений. Вследствие этого, дыхательная гимнастика приобретает все больше и больше последователей, использующих данную методику для решения своих недугов и поднятия жизненного тонуса.

             Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют, она не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.

           Именно поэтому я решила использовать методику дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой для профилактики простудных заболеваний.  

            При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Перегудова Н.В. Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета//Инновационная наука, №10-3; 2015 г. 
  2. Савельева И.Е. Дыхательная гимнастика//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, №7; 2013г.  
  3. Фаттахов Ф. Б. Влияние дыхательной гимнастики на тонус организма// Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016г.
  4. Шабунова А. А. Здоровье населения в России: состояние и динамика/ А. А. Шабунова // Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010 г. 
  5. Щетинин М.Н. Методика дыхания Стерльниковой//АСТ, 2016г.