Дата публикации: 14.07.2022
Автор: Абалакина Дарья Иннокентьевна,
Инструктор по физической культуре,
г.Иркутск, Детский сад №81
Аннотация: статья посвящена созданию благоприятных условий для фор- мирования у детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Особое внимание обращается на правильно организованные мероприятия для сохране- ния и укрепления здоровья детей.
Ключевые слова: инновационная среда, мышечный корсет.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоро- вья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепле- ние здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошколь- ников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых под- ходах, доверительных партнерских отношениях между сотрудниками ДОУ с ро- дителями и узкими специалистами.
Миссия детского сада – содействовать сохранности психоэмоционального и физического здоровья детей.
Задача сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников. А комплекс здоровье сберегающих мероприятий и правильно оформленная здоро- вье сберегающая среда поможет нам укрепить здоровье наших детей.
Мы создаем благоприятную материальную среду, обеспечиваем ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, оздоровление, способствуем двига-
1
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
тельной активности. Мы совместно с родительским сообществом придумали де- виз, который стал визитной карточкой во всех спортивных мероприятиях: Здо- ровым быть красиво, здоровым быть модно, здоровым быть здорово.
Коллективом ДОУ была разработана система физкультурно‐оздоровитель- ной работы с детьми в детском саду, которая осуществляется через сотрудниче- ство педагогического коллектива ДОУ, родителями, психологами.
Вся работа ведется в 4 направлениях:
диагностическая и лечебно‐профилактическая деятельность. Обследование детей врачами для определения группы здоровья. Планирование профилактических лечебно‐оздоровительных мероприятий
осмотр детей узкими специалистами, витаминотерапия, фиточай. Отслеживание эф- фективности физкультурно‐оздоровительной работы в детском саду медработником детского сада (физкультурные занятий, закаливающие процедуры, прогулки и др.).
Ведется с целью оценки и корректировки физкультурно-оздоровительной работы;
работа с педагогами.
Анкетирование педагогического коллектива с целью выявления уровня профессиональных знаний, проблем, направлений, по которым они хотели рабо- тать, курсы – которые они хотели посетить. В дальнейшем на основании этих анкет, были разработаны семинары, консультации по психологии, диагностике, оздоровительным мероприятиям.
Проводится с целью повышения психолого‐педагогической компетентно- сти педагогов.
работа с детьми.
Обследование двигательной деятельности детей с учетом пола и возраста, двигательных качеств и темпы их прироста, определение уровней зрелости нерв- ных процессов и др.
Проводится с целью выявления физического развития детей и составления
перспективного планирования физкультурных занятий индивидуально и с груп-
пой детей.
2 Педагогическое мастерство и педагогические технологии
Физическое воспитание и здоровьесберегающая деятельность
Систематическое посещение спортивных занятий развивают у детей: дви- гательную активность, формируют правильную осанку, укрепляют мышечный корсет, а также формируют основу правильного здорового образа жизни;
работа педагога‐психолога:
диагностика и обследование детей («Уровень психологической «школь- ной зрелости», «Уровень психического развития ребенка», «Уровень адаптиро- ванности», «Проблемы эмоциональной сферы»);
коррекционно‐развивающая работа (индивидуальные и групповые заня- тия с детьми);
работа с родителями.
Анкетирование родителей с целью сбора информации о семье, детях, об от- ношении к физкультурно‐оздоровительной работе в семье, традициях, для осу- ществления дальнейшей работы с родителями и детьми.
Просвещение, консультирование, диагностика.
Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, улучшают деятельность сердечно‐сосудистой, дыхательной и нерв- ной систем, укрепляют опорно‐двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Таким об- разом, мы стараемся сформировать предпосылки здорового образа жизни.
В нашем детском саду ребенок имеет возможность выбирать то, чем ему заниматься, т.к. мы создаем условия для этого.
Для наших детей был построен стадион, с полимерным покрытием, где дети реализуют все свои возможности и совершенствуются, занимаясь, физкульту- рой, зарядкой, аэробикой. Также для нас стало традицией то, что дворовый ин- структор проводит занятия по футболу. Дети с удовольствием занимаются, еже- годно участвуют в районных городских соревнованиях, занимают призовые ме-
3
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
ста. Также был разработан проект «Маленькие всадники». Целью проекта явля- лась физическое и психо‐эмоциональное оздоровление детей через верховую езду, которая позволяет детям непосредственно общаться, взаимодействовать с прекрасными животными – лошадьми. Занятия проводятся в теплое время года: весной, летом, осенью инструктором организации «Конек горбунок».
В этом году мы открыли первый в городе роллердром. Ведь у нас в городе нет специально оборудованных мест для катания детей на роликах. Теперь наши родители не нуждаются в таком поиске.
Также одной из важных идей нашей творческой группы стало открытие ле- дового катка на территории ДОУ. Это стало радостным событием для детей, ро- дительской общественности и в целом для жизни всего детского сада.
Все мероприятия направлены на формирование навыков здорового образа жизни, формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.
В дальнейшем был проведен опрос и анкетирование родителей, которые от- мечают улучшение физических показателей, уменьшилось число заболеваний ОРЗ, ОРВИ.
Таким образом, поиск инновационных средств, создание условий для реа- лизации системной работы в оздоровлении и физическом развитии детей оказы- вают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ре- бенка, и позволяет ребенку расти в гармонии с природой и самим собой.
Список литературы
1. Богина Т. Укрепляем здоровье детей / Т. Богина // Дошкольное воспита- ние. – 1994. – No6.
2. Змановский Ю.Ф. Воспитательно‐оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. – No9.
3. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым. / Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. – 2007. – No1.
4. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом. / Л.И. Латохина // До- школьное воспитание. – 1999. – No10.
5. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. / М. Рунова // До- школьное воспитание. – 1999. – No6.
4 Педагогическое мастерство и педагогические технологии