Дата публикации: 12.10.2022
Автор: Коновалова Елена Георгиевна,
Старший воспитатель,
МБДОУ детский сад № 4 город Крымск
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Наш семинар-практикум сегодня посвящен современным игровым формам в работе с детьми по изучению ПДД.
Мы живём сегодня с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся…. Одна секунда…Много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная.
Это страшно, когда дети гибнут от рук террористов, но не менее страшно, если ребенок гибнет на дороге в результате безответственности взрослых.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
Современная педагогика предполагает использование инновационных педагогических технологий.
Какие же инновационные педагогические технологии, используются в нашем детском саду с целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
1. Игровые технологии
• с элементами физических упражнений и спорта
• ролевые игры
• театрализованные и игры-драматизации
• дидактические
• с использованием макетов
2. Информационно – коммуникативные технологии
Оформление буклетов, выпуск газет, фотовыставки, демонстрация видео фрагментов организации занятий
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
. Здоровьесберегающие технологии
При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.
Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно проводятся мероприятия по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма:
Недели безопасности…..
- в соответствии с возрастом детей и требованиями программы в каждой возрастной группе созданы уголки безопасного дорожного движения, имеются иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- воспитатели собирают дидактический материал, разрабатывают пособия, мастерят своими руками развивающие игры, макеты дорог и улиц поселка, организуют совместную деятельность (праздники и развлечения с участием детей и родителей, тематические беседы, экскурсии).
Но….
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность. Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети, в образовательных учреждениях ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен.
Для совершенствования используемых методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста по формированию правильного поведения на дорогах, педагогический коллектив нашего детского сада разработал проект « Площадка ПДД в ДОУ»
Цель проекта:
совершенствовать качество воспитательно-образовательной работы по разделу «Безопасность детей на улицах города» через модернизацию развивающей среды дошкольного учреждения для практического обучения навыкам безопасного поведения.
Задачи проекта:
1. Оборудовать площадку необходимыми элементами дорожного движения, создать развивающую среду с целью приобретения детьми опыта поведения на улицах города и проезжей части
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду на территории дошкольного учреждения для приобретения и систематизации знаний детей о ПДД
3. Разработать календарно-тематическое планирование по изучению и отработке ПДД с детьми в соответствии с возрастными особенностями.
4. Создать методическую базу для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов МБДОУ № 4 и оказание методической поддержки педагогам других дошкольных организаций города.
Привлечь родителей и социум к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах.
Результат проекта
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Говорить можно много, но лучше один раз увидеть, поэтому мы предлагаем вашему вниманию познавательно-игровой досуг «Азбука безопасности»
Конспект развлечения (практическая часть семинара) по правилам дорожного движения «Азбука безопасности»
Цель: формировать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
образовательные:
1) продолжать знакомить с элементами дороги;
2) закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
3) продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
4) совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
5) Закрепить знания детей о разных видах профессий и их функций
развивающие:
1) развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора, о дорожных знаках;
2) способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
3) выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.
воспитательные:
1) воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
2)воспитывать чувство любви к своей малой Родине;
3) воспитывать культуру поведения на дороге.
ХОД:
(занятие проходит на улице, на площадке ПДД)
Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь».. Появляется инспектор (переодетый воспитатель) Дети подбегают к нему.
Инспектор: Здравствуйте, ребята. Я инспектор дорожно-патрульной службы Мигалкина.
Дети: Здравствуйте!
Слышится звук тормозов
Незнайка: Здравствуйте ребята! (бежит через проезжую часть)
Инспектор: Незнайка, ты куда!
Незнайка: К вам!
Инспектор: Ребята, как вы думаете, почему я свистела Незнайке?
Дети: Он поступил не правильно, выбежав на проезжую часть.
Инспектор: Конечно, Незнайка совершил грубое нарушение, подвергнув опасности свою жизнь и жизнь других людей. Где нужно играть детям?
Дети: Во дворах, подальше от проезжей части.
Незнайка: Я ничего не знаю про эти ваши ПДД, дорожные знаки помогите мне пожалуйста!
Инспектор: Незнайка, правил дорожного движения много и эти правила строгие, но очень нужные и важные, как раз сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения, культуре поведения на дорогах. Нам предстоит показать свои знания и узнать много нового и полезного.
Мы проведем игру «Знатоки правил дорожного движения».
Поприветствуем команды:
Начнем игру с приветствия команд.
Команда «Зебра»:
Зеброй назван переход,
Чтобы двигаться вперед.
Все машины пропусти и –
счастливого пути.
Команда «Светофор»:
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся – стой!
Желтый вспыхнул – подожди!
А зеленый свет – иди!
Инспектор: Команды поприветствовали друг друга. Можно начинать игру. Желаю вам успеха!
1 задание «Разминка».
Правила: отвечать быстро и, по возможности, кратко:
1 команде:.Какие сигналы имеет светофор?
2 команде: О чем говорит красный сигнал?
1 команде: Что означает зеленый свет светофора?
2 команде: Что означает желтый свет светофора?
1 команде: Какие виды транспорта вы знаете?
2 команде: Где должен ходить пешеход?
1 команде: Могут ли маленькие дети ездить на велосипеде по улице?
2 команде: Можно ли перебегать дорогу перед движущимся транспортом?
Молодцы! Правила вы знаете.
2 задание Игра «Отгадай загадку и покажи отгадку»
(детям загадываются загадки и вместо ответа дети показывают знак, на столе будут лежать картинки знаков)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. (Пункт первой медицинской помощи)
-Посмотрите, знак опасный:
Человечек в круге красном
Перечеркнут пополам. (Движение пешеходов запрещено)
….Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.
Можно ехать мне и Феде
Тут лишь на велосипеде… (Велосипедная дорожка)
Хорошо, что не купили
Мамы нам автомобили!
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут автобус постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя… (Место остановки автобуса)
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад»
На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали. (Пешеходный переход)
Здесь дорожные работы –
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Дорожные работы)
Молодцы, правильно отгадали все знаки.
3 задание: Нужно назвать виды транспорта, на которых путешествовали сказочные герои.
1) На чем ехал Емеля к царю во дворец (печка)
2) Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
3) Чем смазывал моторчик Карлсон? (вареньем)
4) Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?(велосипед)
5) Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (карету)
6) На чем летал Алладин? (ковер-самолет)
7) На чем катался Кай из сказки снежная королева? (санки)
8) Личный транспорт Бабы Яги? (ступа) .
Инспектор: Ответьте мне, кто на дороге самый главный, а его сигнал для всех закон.
Дети (хором): Светофор!
Песня «На дороге Светофор — электрический прибор»
4 задание: Эстафета «Сигналы светофора»
На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.
5 задание: Эстафета «Такси»
«Такси» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». На расстоянии от каждой команды ставят флажки. По команде первые игроки быстрым шагом направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Второй игрок остается на противоположной стороне, а водитель возвращается за следующим (так перевозит всех).
Инспектор: Есть еще один помощник у инспектора ГИБДД. Отгадайте загадку.
Полосатая указка
Словно палочка из сказки
Нам движение укажет
Как не попасть в беду, расскажет. (Жезл)
Инспектор: Да, правильно. С помощью жезла инспектор ГИБДД регулирует движение транспорта и пешеходов. Жезлом он показывает транспорту, когда можно ехать, а пешеходам, когда можно переходить улицу.
6 задание:«Передай жезл»
Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).
Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.
7 задание: «Провези не урони!»
Провезти куклу на коляске змейкой между кеглями.
8 задание: «Что лежит в аптечке?»
Выбрать нужные предметы на столе и положить их в аптечку. (2 бинта, 2 салфетки марлевые, 2 лейкопластыря, 2 ножниц, 2 йода , 2 термометра, цветные карандаши, краски, альбомы, мячики, куклы)
Инспектор: Ну что Незнайка, мы с ребятами помогли тебе узнать ПДД?
Незнайка: Спасибо ребята, вы мне очень помогли, а теперь я полечу в свою страну и расскажу всем своим друзьям, чему я научился! До свидания!
Рефлексия.
Инспектор: Ребята, вам понравилась игра Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос) Для чего нужно всем и пешеходам и водителям соблюдать правила дорожного движения?
Инспектор: Приглашаем всех на танцевальный флешмоб «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД» (исполняется общий танец всех участников)
Награждения
Инспектор: Ребята, вы все молодцы, я хочу вам вручить удостоверения знатоков ПДД.
Оборудование:
1. Форма инспектора, жезл, свисток
2. Костюм Незнайки
3. Эмблемы команд «Светофор», «Зебра»
4. Знаки дорожные на стойках, знаки бумажные (будут лежать на столе)
5. Накидки транспорта
6. Жезл мягкий (для игры)
7. Спортивное оборудование для эстафет ( фишки, кегли, кубики зеленые, желтые, красные; 2 коляски с куклами, медицинские предметы для аптечки)
8. Султанчики детям для флешмоба
Музыка:
1. Музыка из фильма «Усатый нянь»
2. Звук тормозов
3. Песня «На дороге Светофор — электрический прибор»
4. Музыка для эстафет
5. Песня для флешмоба «Мы по улицам друзья ходим без опаски….»