0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 17.10.2022

Автор: Галкина Татьяна Ивановна,
воспитатель,
МАДОУ детский сад №31 «Родничок»
г.Павлово Нижегородской области

Игра – это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Сенсорика (от лат. sensus, « восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика - функция нервной системы, заключающаяся в восприятии  внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка - способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств, которые позволяют сформировать  ребенку собственную картину окружающего мира.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее…   В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.

Выдающиеся зарубежные  представители в области дошкольной педагогики ( Ф.Фребель, М. Монтессори, Ф.Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств   предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малышей окружает природа со всеми ее сенсорными  признаками - многоцветъем, запахами, шумами.  И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает  все это.

Познавательное развитие во ФГОС предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал).

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, важно учитывать  индивидуальные  особенности каждого ребенка, соблюдать этапность:

1этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме. Детей мы учим обследовать.

2 этап. Использование приема обследования предметов. Глаз учит руку – рука учит глаз.

3 этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи  между ними. Учим выделять и обобщать  качества , свойства предметов( яблоко красное, флажок тоже красный)

4 этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они добиваются результата (разбирать пирамидку, матрешку).

5 этап. Использование в работе орудийные действия (карандаш, кисточка, расческа).

Исходя из личного опыта можно сделать вывод, что сенсорное воспитание осуществляется через разные формы работы:

-непосредственно образовательную деятельность

-игры - экспериментирования

-художественное творчество

- игры с музыкальным сопровождением

-наблюдение

-дидактические игры

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.

В групповой комнате развивающая предметно - пространственная среда создана с учетом познавательных интересов детей раннего возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач. Дети могут играть как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:  развивается и познает мир, учится сопоставлять, сравнивать, принимать самостоятельное решение.

В работе с детьми я использую дидактические игры, такие как:

1.Игры на развитие тактильных ощущений: «Игры с песком и водой», «Чудесный мешочек», «Массажные мячики», «Конструктор», «Тактильные дощечки», «Тактильный зоопарк», «Определи на ощупь», «Сухой бассейн».

2. Игры на закрепление понятия величины: «Пирамидки», «Сравни по высоте», «Большой - маленький», «Вкладыши», «Большие и маленькие мячи».

3. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Угостим хрюшку фасолью», «Мозаика», Бизиборд «Крокодил», «Домик», «Укрась белке хвостик».

4. Игры для развития обонятельного восприятия: «Чем пахнет?, «Что сегодня  на обед?»

5. Игры на закрепление понятия цвета: «Цветные фигурки», «Найди пару», «Подбери по цвету», «У кого какое платье?»

6. Игры на закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?», «Найди предмет по образцу», «Мягкие пазлы», «Подбери фигуру».

Огромную помощь в изготовлении  пособий и дидактических игр нам помогают родители. Были проведены индивидуальные  и групповые консультации: «Роль развивающих игр для детей  2-3 лет», различные выставки пособий «Развивающий щенок». Родители с радостью откликнулись   и приняли участие в изготовлении пособий.

Наибольший интерес у детей вызывают бизиборды «Крокодил», «Домики», дети с увлечением осваивают эти пособия, а также тактильные дощечки «Животные».

125312531253

Систематическое использование  дидактических игр и упражнений в совместной  игровой деятельности  и взаимодействия с родителями, значительно повышает уровень сенсорного развития. Развитие сенсорики, навыков мелкой моторики  важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования  точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы , чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Дидактическая игра дает возможность  в процессе сенсорного воспитания  развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материла, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок , форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.

Важно использовать весь арсенал игр, упражнений и занятий, создавая комфортные условия для легкого восприятия материала: дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые, сюжетные и т.д.

Вот некоторые из них:

  • Игры - поручения: «Принеси мячик», «Покатай куклу в коляске», «Угостим мишку чаем»
  • Игры с прятанием и поиском: «Кто в мешочке спрятался?», «Давайте найдем киску», «Складывание матрешки»
  • Игры с загадыванием и разгадыванием «Кто спрятался под платочком?»
  • Игры на ознакомление с формой и величиной предмета: «Мозаика», конструкторы «Лего», «Стаканчики».
  • строительные игры: «Постройка домика для кошки, собачки и козлика», «Загончик для животных», «Постройка грузовика, дороги», «Ворота для машины Айболита»,«У куклы новоселье»,«Городок для кукол»,«Скамеечка для зайчика»,«Стол и стул для матрешки», «Широкая дорога для собачки»,«Заборчик для петушка»,«Башенка для птички».
  • Пальчиковые игры, некоторые из них: «Сорока, сорока», «Колобок», «Этот пальчик дедушка…», «Часы», «Где же наши ручки…», «Дом», «Есть у киски лапки», «Идет коза рогатая», «Молоточком я стучу…» и т.д.
  • Подвижные игры: «Догоню- догоню», «Мишка косолапый», «Большие ноги», «Поймай собачку», «Поезд» , «Раздувайся пузырь…», «Ай, да…», «Кто как кричит?», «Птички летают», «Зайка серенький сидит…», «Мой  веселый, звонкий мяч…», «Попади в обруч» и т.д.

Таким образом, мы - воспитатели группы раннего возраста  уделяем особое внимание проектированию, созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями наших воспитанников.