Дата публикации: 17.10.2022
Автор: Лукиных Екатерина Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад
№ 4 город Крымск
Коррекционно-образовательная задача: закрепить знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов, закрепить названия транспорта, цветов светофора, их назначение. Учить подбирать действия к предметам, формировать слоговую структуру сложных слов. Работа с деформированной фразой. Автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Коррекционно-развивающая задача: развивать слуховое восприятие, развивать мелкую и общую моторику; устную связную речь; развивать память, внимание, чувство ритма. Развивать мышление и воображение.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, контроль над собственной речью, воспитывать грамотных пешеходов, взаимовыручку, сопереживание.
Развивающая среда: костюм Незнайки, сюжетные картинки по ПДД, предметные картинки с изображением транспорта, цветной картон, счетные палочки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности и культурные практики: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, культура правильной речи, культура общения.
Предварительная работа: повторение правил дорожного движения, видов и названий транспорта, разучивание пальчиковой гимнастики.
Индивидуализация: Маша, Денис - автоматизация свистящих звуков в словах, предложениях; Костя - автоматизация шипящих звуков в словах.
Ход ООД
1. Оргмомент. Психогимнастика «Автобус»
Покажите мимикой лица, как вы с нетерпением ждете автобус на остановке. Вы обрадовались, когда увидели приближающийся автобус. Вы огорчены – автобус переполнен и в салоне душно. Но вот вы доехали до своей остановки и вздохнули с облегчением. Покажите радость, когда вы сошли с автобуса, и вас встретило ласковое солнышко и свежий ветерок
2. Сообщение темы занятия. Появление гостя.
(Стук в дверь. Входит ребенок в костюме Незнайки)
Незнайка: Меня зовут Незнайка. Я живу в Цветочном городе. У нас случилась беда. Злой волшебник сломал в нашем городе светофор, в правилах дорожного движения перемешал все слова, а у «зебры» исчезли все ее полосочки... Мои друзья - малыши, жители Цветочного города сразу забыли правила дорожного движения. (Незнайка плачет)
3. Решение проблемных вопросов. «Мозговой штурм»
Педагог: Дети, а что произойдет, если люди забудут о правилах дорожного движения? (Ответы детей) Что можно сделать для Незнайки и его друзей? Как им помочь? (Ответы детей)
Да, мы поможем Незнайке и его друзьям вспомнить правила дорожного движения, навести порядок в городе и разрушим злые чары.
4. Упражнение на формирование структуры сложных слов. Пальчиковая гимнастика.
Педагог. Все, без исключения, должны знать правила дорожного движения! Мы тебе все покажем, Незнайка.
Раз, два, три, четыре, пять (дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого)
Правила движения
Будем вспоминать! (дети держат пальцы растопыренными.
Соответственно словам ведущего начинают соединять одноименные пальцы рук, начиная с большого).
Правила для дедушки,
Правила для бабушки,
Правила для папы,
Мамы
И меня.
(Дети поочередно, соответственно словам, разъединяют пальцы, начиная с большого)
Правила для автомобилиста,
Правила для мотоциклиста,
Правила для велосипедиста,
Правила для водителей,
И дорогих родителей.
5. Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ.
Педагог: Дети, посмотрите в окно и отгадайте слово. Первый звук «У», а последний звук «А» (Улица) Сколько слогов в слове улица? (Три) Назовите слово, состоящее из четырех слогов и обозначающее людей, идущих по улице. (Пешеходы) Назовите первый и последний звуки в этом слове. (Первый звук «Пь», последний звук «Ы»)
6. Упражнение с деформированной фразой. Игра «Путаница»
Педагог: Мы с вами тоже ходим по улице, значит, мы – пешеходы. Для того, чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Вы с ними знакомы и с легкостью «распутаете» заколдованные злым волшебником правила.
Улица, спокойный, шаг, идти, по – Идти по улице спокойным шагом
Сторона, правая, по, идти, тротуар – Идти по правой стороне тротуара
Переходить, пешеходный переход, по, дорогу – Переходить дорогу по пешеходному переходу.
7. Развитие мелкой моторики, ритма.
Педагог: Все правильно, дети. А как по - другому называется пешеходный переход? (Зебра) В Цветочном городе у «зебры»,т.е. у пешеходного перехода исчезли все полосочки .Надо помочь Незнайке и его друзьям расколдовать пешеходный переход и вернуть «зебре» ее полосы.(Незнайка выкладывает «зебру» вместе с детьми)
- выкладывание «зебры» из счетных палочек на листе картона.
- речь с движением. Упражнение «Переход». Прошагать пальцами одной, затем пальцами обеих рук одновременно по «зебре».
Нас с тобой переведет
Пешеходный переход.
8. Упражнение на повторение цветов светофора, их назначения. Игра «Светофор»
Педагог: На что пешеход обращает внимание в первую очередь при переходе дороги? (на сигналы светофора)
Ответьте в рифму:
Если свет зажегся красный –
Значит, двигаться ….(опасно).
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для …(движенья).
Свет зеленый говорит:
- Проходите, путь…(открыт).
Педагог: Покажем Незнайке, что нужно делать. (Логопед показывает кружки красного, желтого и зеленого цветов, а дети выполняют соответствующее действие: красный – погрозить друг другу пальцем, желтый – замереть, зеленый – шагать на месте)
9. Повторение названий различного транспорта. Развитие фонематического восприятия.
Педагог: Благодаря строгим правилам для пешеходов и машин, пешеходы безопасно переходят дорогу, по которой мчится много машин. Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, наземный, водный, специальный, подземный, железнодорожный)
Покажите картинку, если я правильно ее назову.(масына – мафина –нашина – машина –машима, шамолет – самолет – фамалет, автобуф – автобуш – автобус, поешд – боист – поезд, троллейбуш – троллейбус - тлаллейбус и т.д.)
10. Упражнение на подбор действий к предметам «что делает?»
Педагог: Наш помощник светофор не только нам помогает перейти дорогу. Он ловко управляет машинами.
- Машина (что делает?)- ….., самолет - ….., корабль - …, поезд - …. и т.д.
11. Игра «Регулировщик»
Педагог: Я буду называть транспорт, а вы проговаривать слова – действия «проезжай», «проплывай» или «пролетай», одновременно показывая движения руками.
Машина - ….(проезжай – круговые движения руками по бокам, согнутыми в локтях)
Самолет - …..(пролетай – взмахи руками)
Корабль - …..( проплывай – «плавающие» движения рук от груди вперед и в стороны)
12. Итог. Повторение правил дорожного движения. Задание на дом.
Педагог: Нарисуйте дома сказочные светофоры. Мы подарим их Незнайке и его друзьям.
В заключение логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка