0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 19.10.2022

Автор: Куклева Наталья Евгеньевна,
воспитатель,
МАДОУ детский сад №31 «Родничок»
г.Павлово Нижегородской области

Проблемой построения развивающей предметно-пространственной среды детского сада занимались такие ученые как М.Монтессори, Нищева Н.В., С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова.
Все они доказывали, что предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни и считали важным, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование у ребенка инициативы и активной самостоятельности. При правильной организации предметно-развивающей среды, учете основных требований ФГОС ДО, правильной позиции педагога, ребенок чувствует уверенность в себе, а инициативу проявляет тот, кто в себя верит.
Методическими условиями формирования моего опыта считаю использование в своей практике:
-пособие Н.А.Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», в котором автор раскрыла возможности организации развивающей среды для освоения детьми различных типов исследований окружающей действительности с помощью таких средств как картографы, карты, панно «река времени»;
- книги Рыжовой Н.А. о создании мини-музеев, лаборатории для опытов и экспериментов …
- сборник Нищевой Н.В. с советами и рекомендациями по организации развивающей среды в разных возрастных группах детского сада;
- методический и практический материал, удачно собранный в журнале «Детский сад: теория и практика» №6 за 2016, посвященный поддержке и развитию детской инициативы.
Организационно-педагогическими условиями были участие в творческой группе МБДОУ по реализации образовательной области «познавательное развитие», подготовка выступления на педсовете, участие в работе РМО, подготовка материалов в «Педагогический альманах» МБДОУ.
Актуальность личного вклада в развитие образования.
Актуальность моего опыта подтверждается необходимостью реализовать базовый принцип ФГОС ДО: поддержка инициативы детей в разных видах деятельности, создание социальной ситуации развития, при которой приоритетным направлением является проявление поддержка индивидуальности и проявления инициативы каждым ребенком.
Актуальность определяется и требованиями современного общества по воспитанию инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора; личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее.
Актуальность заключается в востребованности педагогами нашего дошкольного учреждения способов, методов использования современных средств обучения, воспитания и развития дошкольников, так как у нас функционирует стажерская площадка НИРО по теме «Познавательное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО».
Теоретическое обоснование личного вклада педагога.
Теоретическим обоснованием моего опыта являлись идеи Марии Монтессори. Она утверждала, что задача педагога состоит в том, чтобы создать окружающую ребенка среду, которая могла бы «разбудить дремлющую в нем тягу к познанию, давая свободу для развития своих индивидуальных сторон».
Концепция В.А. Петровского, Л.М.Клариной, Л.П.Стрелковой, в которой были определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в условиях ДОУ. Они отмечали, что для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Работы Н.А. Коротковой суть которых заключается в придании целостности и осмысленности образовательному процессу через совместную непринуждённую партнерскую деятельность взрослого с детьми в условиях особого предметного образовательного пространства.
Цель и задачи педагогической деятельности.
ЦЕЛЬ моей работы - Содействовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной инициативы средствами развивающей предметно – пространственной среды.
Задачи
Способствовать развитию у детей любознательности, интереса к познавательно-исследовательской деятельности, проявлению активности и настойчивости в достижении цели, умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Использовать в практике работы наиболее эффективные способы, методы и приемы поддержки детской познавательной инициативы.
Провести анализ составляющих РППС по развитию познавательно-исследовательской деятельности, обеспечить ее пополнение
Привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников по поддержке детской инициативы и самостоятельности в семье.
Эти задачи направлены на развитие детей, повышение своей профессиональной компетентности, на сотрудничество с родителями.
Ведущая педагогическая идея.
Мы предполагаем, что если будет создана обогащенная РППС с учетом индивидуальных интересов и запросов воспитанников, создана условия для свободного проявления детьми познавательной инициативы, педагог займет партнёрскую позицию, то повысится инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Деятельностный подход
Работу по теме я организовывала по этапам. На первом этапе кроме изучения литературы, оснащения развивающей предметной среды группы и участка, была использована методика наблюдения за развитием детей, разработанная Н.А. Коротковой, П.Г. Нежновым. Наблюдения мы фиксируем в диагностической дневнике со 2-й младшей группы.
Мы определили два столбика, которые отражают показатели развития познавательной инициативы детей 2-х уровней нормативного развития, типичного для детей 4х-5лет и 5-7 лет. Наблюдение велось за познавательно-исследовательской деятельностью детей старшей группы в ситуациях деятельности детей в центре науки и природы, в уголке книги, на прогулке. И наша старшая группа оказывается между этими двумя уровнями. Как видно на таблице в нормативном диапазоне 3-го уровня находились лишь трое детей (11%, а большинство оставались на 2-м уровне.
Они сопровождали вопросами практическое исследование новых предметов, обнаруживали осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывали простые предположения, стремились достичь определённого эффекта, не ограничиваясь простым манипулированием.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды своей группы, я проводила, опираясь на рекомендации Коротковой Н.А., Дороновой Т.Н., на предложенную ими классификации игрового оборудования. Коротко представлю основные её составляющие для организации и поддержки познавательно-исследовательской деятельности: предметы – объекты для исследования в действии, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал
Предметы – объекты для исследования в действии у нас представлены:
Игровыми пособиями: мозаиками, развивающими играми Никитиных, палочками, Киюзенера, блоками Дьенеша;
Головоломками: кубиком Рубика, пятнашками, пазлами разной тематики и размеров;
Инструментами для измерения: линейки, циркули, весы, мерные стаканчики, прозрачные сосуды разных форм и объемов; счеты настольные и напольные
Коллекциями минералов, природного материала, различные видами почвы,
Пособиями и приборами для проведения опытов и экспериментов: пробирки, пинцеты, компасы, лупы, микроскопы, магниты, и обязательно алгоритмы для самостоятельного экспериментирования.
Образно-символический материал представлен разнообразными иллюстрациями широкой тематики
природного мира,
предметного.
Есть глобус, карты города, - России, мира
Нормативно-знаковый материал представлен
цифрами,
буквами в разных вариациях,
календарями
Для пополнения предметной среды в период подготовки к работе в подготовительной группе были приобретены:
интерактивный электронный детский учебно–игровой ТЕРМИНАЛ «Волшебный экран», в котором собраны более 50 игр на развитие познавательных психических процессов, расширение кругозора, развитие логики, абстрактного мышления, творческих способностей.
ПОСОБИЕ «ЛОГИКА-МАЛЫШ», в котором много игр и упражнений на развитие не только вышеперечисленных качеств, но на развитие регулятивных споосбнотсей ребенка.
Изготовлено панно «река времени»,
разнообразные картографы.
Однако, я глубоко уверена в том, что никакая разнообразная, супер современная, богатая РППС сама по себе не может обеспечить в полной мере развитие познавательного поведения ребенка, его личностных качеств.
В своей работе по развитию познавательной инициативы и самостоятельности я считаю важными три позиции:
1. Первая - Создание условий
2. Вторая - Формы организации образовательной деятельности
3.Третья - Позиция педагога

1.Первая позиция - Создание условий
Предметные условия я вам уже представила, хочется добавить лишь следующее: необходимы соблюдение принципов ФГОС ДО, учет интересов воспитанников, их культурных различий, гендерных и индивидуальных особенностей.
Например, еще в начале учебного года мы с ребятами вместе определяли, где какой центр активности будет находиться. Дети предлагали свои варианты.
Все вместе принимали правила использования игрового материала и оборудования, правила безопасности, правила общения со сверстниками.
Временные условия – это выделение в режиме дня времени на самостоятельную познавательную деятельность по интересам и привлечение к планированию жизни группы не только на день, но и на более отдаленную перспективу,
учитывая пожелания и предложения детей (методик трех вопросов).
2.Вторая позиция - Формы организации образовательной деятельности
Мы используем самые разнообразные формы организации образовательной деятельности: утренний сбор, подготовка сообщений, проблемные ситуации, занятия по развитию ПИД, конкурсы, проекты, мини-музеи, интерактивные игры, ИКЗ.
Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы, мы считаем, утренний сбор.
Утренний сбор — это ритуал, часть ежедневного утреннего распорядка, здесь дети и взрослые обмениваются информацией, дежурные обозначают день недели, месяц, погоду, дети самостоятельно предлагают тему дня, говорят, что их интересует, или делают сообщения по теме недели, чем они хотят заняться в течение дня. Вместе планируем индивидуальную и совместную деятельность.
На утреннем сборе мы представляем и новые игры и пособия.
Так было внесено новое оборудование электронный терминал «Волшебный экран» и решалась проблемная ситуацию: «Как вы думаете, что это? Как этим можно пользоваться?».
А иногда проблемная ситуация создавалась как некая провокация: вносилось пособие без объяснений и привлечения внимания детей. Так было с новым дидактическим пособием «Логика – малыш», но самые любопытные и дотошные ко всему новому дети сами подходили, пытались, на основе собственного побуждения обследовать «А что это? А как в него играть? Давайте откроем и посмотрим, можно я буду первым…»
Работая по темам, у некоторых детей возникает желание поделиться своим личным опытом, представив его всей группе. Форма подготовки сообщения нравится детям. Естественно не все дети проявляют в этом инициативу, зачастую я даю задание подготовить сообщение вместе с родителями. И тогда получается все очень хорошо, потому что, с красочно оформленными сообщениями ребенок уверенно рассказывает сверстникам. Вот например, Лиза у нас гимнастка, она уже путешествовала по нашей области, участвовала в разных соревнованиях, завоевывала грамоты и кубки вместе с мамой они
оформила свою карту достижений,
показала фотографии.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый совместно с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Именно поэтому в своей работе над некоторыми проектами совместно с детьми и их родителями мы создаем макеты, собираем материалы, делаем картографы, открываем мини-музеи, как творческий продукт проекта, собираем коллекции, которые в дальнейшем дети могут использовать в самостоятельной деятельности со сверстниками. По инициативе детей были представлены детские проекты: «Книги», «Древние люди», «Мой любимый мяч». Вот продукты проекта «Такие разные книги»
Одной из развивающих форм поддержки детской инициативы считаю участие в детей в конкурсах. И лучше всего с родителями. Так были изготовлены лепбуки для областного конкурса «На лучшую организацию работы по профилактике ДДТТ в дошкольных образовательных организациях»

3.Третье - Позиция педагога
Третьим условием эффективной поддержки детской инициативы мы считаем позицию педагога.
-создание позитивного эмоционально – благополучного психологического микроклимата в группе, уважительное и внимательное отношение к умозаключениям, чувствам, замыслам детей; детская инициатива в нашей группе всегда находит понимание у воспитателя, младшего воспитателя. Такая позиция взрослого проявляется в обеспечении свободного выбора деятельности и средств для ее осуществления, партнёров для совместной деятельности. У нас есть правило: если центр открыт – можно использовать все, что там находится.
-Необходимым считаем и ненавязчивое мотивирование на познавательную деятельность через предвосхищающую положительную оценку «Ты такой любознательный, я не сомневаюсь, что ты найдешь ответ, докажешь свою точку зрения, у тебя все получится», через формирование установок у ребенка «Я могу», « Я сумею», через создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу», даю предвосхищающую положительную оценку «Ты такой творческий ребенок, у тебя все получится!»
Стараемся не давать ответы в готовом виде, пытаемся постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов.
-Большое внимание уделяю адекватной оценке результатов деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей получения результата; стараюсь спокойно реагировать на неуспех ребенка, оказываю дозированную помощь в решении познавательной или исследовательской задачи.
-Использую такой прием, как обращение к детям с просьбой поделиться индивидуальными достижениями, которые есть у каждого ребенка, поддерживая у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, за полученный результат; считаю важным подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка;
Хочется сказать, что инициативность достаточно легко формируется, если не злоупотреблять указаниями ребенку что – то сделать, а создавать проблемные ситуации. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
Инициативный ребенок может найти себе тему исследования, занятие поисковой деятельности, присоединиться к уже действующим детям, включиться в разговор. Они часто задают вопросы, способны предложить свои варианты выполнения задания, берут на себя лидерские функции.

Для поддержки детской инициативы я презентую варианты занятий в открытых на данный день центрах активности (это могут ИКЗ, алгоритмы знакомых опытов),
определяю время доступа к интерактивному терминалу с листом ожидания.

Развитие инициативности предполагает работу и с неадекватными формами ее проявления (излишняя напористость, навязчивость, отсутствие регуляции) через ограничение чрезмерной инициативности, при которой ребенок не учитывает желания других, пытаясь реализовать только свой вариант. Особую сложность вызывают «действия по-своему», то есть когда ребенок настаивает на своем вопреки требованиям взрослых, других детей. В тоже время нельзя все время запрещать, нужно умело выводить из такого противостояния, но не через запреты, а договорённости и сотрудничество.

диагностика.
По результатам промежуточной диагностики, которая сделана совсем недавно, видно, что детей с 3-м уровнем развития уже 68% детей. Они стали задавать вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно воспринимаемого (Как? Почему? Зачем?); обнаруживая стремление объяснить связь фактов; проявляют интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, самостоятельно берутся делать что-то по графическим схемам, составлять карты.
Новизна личного вклада педагога в развитие образования.
Новизной моего опыта считаю:
Методические разработки проектов
• книга
• мячи
Оборудование РППС на участке в сотрудничестве с родителями
Изготовление пособия «река времени»
Создание Интерактивной игра «Сильнее, выше, быстрее»
Разработку сценарий квест-путешествия, представленного в «Педагогическом альманахе

Результаты профессиональной деятельности»
У большинства детей наблюдается проявление любознательности, интереса к познавательно-исследовательской деятельности, активности, заметны проявления желания сотрудничать со сверстниками, отстаивать свою точку зрения, не стесняться задавать вопросы взрослым.

Мною освоены разнообразные формы организации образовательной деятельности, эффективные способы, методы и приемы поддержки инициативы, использую оборудование, игры и пособия нашей развивающей среды

Среда продолжает пополняться, очень хочется интерактивную доску , которая значительно расширит возможности развития детской познавательной деятельности

Родители нас понимают и помогают