0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 21.10.2022

Автор: Кузменко Екатерина Олеговна,
Демина Ольга Сергеевна,
Воспитатели,
г.Киселёвск МБДОУ детский сад №7

Основной формой связной речи в старшем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Диалогическая речь - особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками (двух и более) в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

В старшей группе, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей, такие как:

-недостаточная сформированность умения правильно строить предложения;

-недостаточная сформированность умения внимательно, не перебивая слушать собеседника;

-недостаточная сформированность умения формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

-недостаточная сформированность умения давать реплики;

-недостаточно внимательное выслушивание задаваемого вопроса;

-невладение таким способом усложнения предложения, как обращение;

-редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

При этом по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста, старшие дошкольники уже способны придумывать диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем, используя при этом разнообразные типы предложений, прямую речь.

Можно выделить несколько групп диалогических умений детей старшей группы:

1.      Собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2.      Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3.      Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4.      Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5.      Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.

В старшей группе в процессе общения дети стремятся активно рассказать своему собеседнику, реальному или «мнимому» о видимом, слышимом, использует в диалоге различные речевые клише, переносят и заменяют аналогичными в соответствующих ситуациях. В общении дети уже задают целенаправленные вопросы в логической последовательности. Содержание этих вопросов может быть адресовано как воображаемому субъекту, так и реальному.

В игровых ситуациях с предметами и игрушками ребёнок придумывает ответ за игрушку, разговаривает от её лица, меняя интонацию, модуляцию голоса. Так дети старшей группы учатся составлять диалоги сложной структуры, состоящие из нескольких микротем. Реплики-реакции детей старшей группы имеют широкий смысловой спектр согласия, несогласия, совета, просьбы.

К старшему дошкольному возрасту наступает период совершенствования навыков диалогической речи, вопросительные предложения уже носят специальный характер, требующий развёрнутого ответа с новой информацией. У детей наблюдается побуждение к более сложным контактам, желание сотрудничества, которое постепенно приводит к формированию внеситуативно-деловой формы общения. Одной из ведущих во взаимодействии со сверстниками является морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь, когда дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер и способны продолжить беседу на заданную тему. В этом возрасте дети уже способны договариваться, придумывать правила игры, разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Кроме того, совершенствуется выразительность оформления диалогической речи, использование в ней всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического словесного ударения и т.д.).

В диалогической речи в старшем дошкольном возрасте оптимально используются невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами. Тесная взаимосвязь развития диалогической речи с общением раскрывает одну из важнейших целей развития диалогической речи старших дошкольников - это обучение их использованию диалога как формы общения. Большинство учёных указывают, что развитие диалогической речи старших дошкольников находится в тесной взаимосвязи с овладением целым комплексом умений. По мнению Е. А. Флериной, освоение диалогической речи происходит непроизвольно, поскольку она тесно связана с практической деятельностью ребёнка, используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе игр и других занятий. Этот вид речи можно назвать жизненно необходимым, поскольку ребёнок обращается ко взрослому и сверстнику с разными вопросами, просьбами о помощи, старается понять их ответы и т.д. [9, с. 83]

В речи детей старшей группы ещё существует много проблем, речь является односложной, состоящей лишь из простых предложений. В то же время другие исследователи акцентируют внимание на динамике развития диалогической речи и положительных сторонах. Например, О. С. Ушакова указывает, что дети в старшем дошкольном возрасте уже способны активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики и т.д. По мнению данного автора, характер диалога в большей степени зависит от сложности задач, которые решаются в рамках совместной деятельности. Другие авторы также отмечают, что в старшем дошкольном возрасте в диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развёрнутой формой высказывания, они уже стремятся не только назвать предметы, явления, но и назвать его характерные признаки и свойства, давая более развёрнутый ответ [14, с. 215].

Одной из ярких характеристик речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), в процессе развития связной речи дети начинают использовать разные типы связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказываний, соблюдая при этом его структуру. При построении собственных высказываний дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания, и они уже способны давать элементарную оценку услышанному. Развитие общения приводит к тому, что в диалоге с собеседником дети стремятся сделать свою речь более выразительной, экспрессивной, чаще используют интонационные средства, но также способны уже и осваивать такие средства языка как эпитет, сравнения, метафора.

Диалог сверстников имеет особое значение в речевом развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В тоже время большинство исследователей приходят к мысли о том, что диалогу нужно учить. Но, практика учебно-воспитательной работы с детьми и наблюдения в дошкольных учреждениях говорят, что беседы с детьми планируются не систематически, развитию диалогических навыков уделяют мало времени, в ходе беседы большая речевая нагрузка ложится на воспитателя, а речевая активность детей сводится к минимуму, на занятиях детей не учат строить и задавать вопросы, не применяются упражнения, игровые моменты, развивающие коммуникативные способности. В результате выпускники детских садов не умеют самостоятельно строить диалог, вести не стимулированную беседу, отмечаются недостаточной речевой активностью. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета (Сережа, могу я тебя попросить принести одежду из сушилки? Алеша, помоги, мне, пожалуйста; Лена, будь добра, помоги Саше застегнуть куртку; Благодарю вас; Спасибо за все; Спасибо. Было очень интересно и т. п.), употреблять их без напоминания.

Большое место в данной возрастной группе занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша), во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Для того, чтобы диалогическая речь активно формировалась, в дошкольном возрасте важное значение имеет создание условий для развития диалогической речи.

С точки зрения А. Г. Арушановой, наиболее важными педагогическими условиями развития диалогического общения являются развивающая педагогическая среда, пространство общения; правила организации жизни детей; неурочные формы обучения родному языку; недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Особое место А. Г. Арушанова отводит пространству общения, так как именно оно дает возможность детям объединяться в небольшие группы для организации игр и других видов детской деятельности.  Вследствие этого, развивающая педагогическая среда должна включать мини-мастерскую, мини-театр, мини-библиотеку, изостудию, различные модули, мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т.п. Работа по освоению пространства общения детьми заключается в объединении детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе, в игровом зале с привлечением родителей в жизнь детского сада.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни,

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. А. Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем Дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то.

Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов — и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.

В старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. С детьми можно разговаривать о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах. Они вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.

В непосредственном общении с воспитателем дети задают много вопросов, которые показывают, как растут их сознание, интересы, расширяется круг знаний. Они живо интересуются жизнью взрослых, окружающими предметами, природой. Воспитатель внимательно вслушивается в вопросы и понятно отвечает на них, организует их обсуждение. При ответах на вопросы следует опираться на опыт детей, на наглядность. Иногда при нежелательных вопросах о вульгарных словах целесообразно, кратко объяснив, что это слово нехорошее, переключить внимание детей на что-нибудь другое. Бывают такие вопросы, на которые воспитатель не знает ответа. В подобных случаях следует говорить, что он почитает об этом и расскажет в следующий раз. Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.

Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, пожалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ивановна, если вам не трудно, поменяйте нам воду в тазу, мы моем кубики». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями для развития диалогической речи являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а, следовательно, и развивает их.

Подлинной социальной практикой ребенка является игра (А. В. Запорожец). Известно, что в игре развиваются два типа отношений:

а) реальные детские взаимоотношения;

б) игровые отношения.

Оба типа отношений включают диалогическое общение.

Также эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи. Более подробно рассмотрим данный метод в следующем параграфе дипломной работы.

Таким образом, в развитии диалогической речи старших дошкольников можно выделить следующие особенности:

  • речь, приобретает внеситуативный характер, становится универсальным средством общения;
  • возрастает выразительность речи;
  • дошкольник учится последовательно и связно формулировать собственные мысли, рассуждения становятся способом решения интеллектуальных задач, а речь средством познания и орудием мышления;
  • речь становится особой деятельностью, у которой есть свои виды: рассказы, рассуждения, беседы и слушание.

Делая выводы можно отметить, что дети довольно легко усваивают диалогическую речь, так как слышат ее в повседневном общении.

Ежедневно общаясь с взрослыми и сверстниками и в ходе специального обучения приемам ведения диалога, к концу дошкольного детства дети овладевают целым рядом диалогических умений:

  • они проявляют инициативу в общении с собеседником, достаточно быстро реагируют на реплики, пользуются всевозможными их видами (сообщение, просьба, дополнение, вопрос и т. п.);
  • беседуют на разнообразные темы, поддерживают беседу на заданную тему, не отвлекаются от нее, аргументируют свою точку зрения, оценивают предмет разговора, переспрашивают;
  • говорят, доброжелательным тоном, с умеренной громкостью, спокойно;
  • владеют многообразными формулами речевого этикета, употребляют их без напоминания;
  • используют мимику и жесты;
  • проявляют умение общаться в коллективе, в паре.