0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 24.10.2022

Автор: Пасько Татьяна Борисовна,
Учитель начальных классов,
руководитель профильного класса по БДД «Юная смена ГИБДД»
МБОУ СОШ №3
с. Арзгир Ставропольского края

Цель: показать необходимость использовать на уроках  и занятиях в профильном классе по БДД заданий по формированию функциональной грамотности учащихся, способствовать повышению педагогической практики учителей.

Ожидаемый результат: участники смогут через решение заданий, понять необходимость использовать в своей работе знаний по формированию функциональной грамотности учащихся в области изучения правил дорожного движения.

-  Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас сегодня в стенах нашей школы.

Начну с самого банального вопроса — чему должны обучать в школе? Вот вам и самый очевидный ответ — знаниям.  Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

Таким образом, я предлагаю нам сегодня поговорить о формировании функциональной грамотности в области изучения правил дорожного движения как об основном условии интеграции учащихся в современном мире.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, т.е. это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

        Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные  соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании, а так же в области изучении правил дорожного движения.

В  современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Формирование функциональной грамотности  четко отражается  в планируемых   результатах обучения:

-повышение мотивации к обучению;

-повышение качества знаний по предмету;

-формирование умения владеть различными техниками;

-совершенствование навыков самообразования;

-развитие навыков художественной грамотности;

-овладение методами групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;

-повышение индивидуальных достижений учащихся.

Таким образом, цель образования в школе новой формации - функционально грамотная личность

         Модель выпускника 21 века -  это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей. Выделяют  три основных фактора  формирования функциональной грамотности:

 - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой);

 - компьютерные и информационные умения;

 - коммуникативные умения.

  Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

- групповая форма работы;

- игровая форма работы;

- творческие задания;

- тестовые задания;

- практическая работа;

- ролевые и деловые игры;

- исследовательская деятельность.

Таким образом, современный  ученик получает формулу успеха:

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

        Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ступеней педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе в области изучения правил дорожного движения. Формирование функциональной грамотности в области дорожной безопасности как основное условие интеграции учащихся в современном мире.

Ежедневно мы с вами являемся участниками дорожного движения – пешеходами, пассажирами, водителями. Покой на дорогах охраняют доблестные сотрудники Госавтоинспекции, днем и ночью следят за дорожным порядком. И в этом им помогают ЮИДовцы, проводя совместные акции и рейды по пропаганде соблюдения Правил дорожного движения.

Юные инспекторы движения - это необычные дети, они знают правила дорожного движения, умеют оказывать первую доврачебную помощь, владеют навыками фигурного вождения велосипеда, знают наизусть все дорожные знаки и жесты регулировщика. И сегодня, я предлагаю вам познакомиться с некоторыми формами работы в рамках программы «Юная смена ГИБДД», которые направлены на формирование функциональной грамотности в области изучения правил дорожного движения. Мы вспомним с вами правила дорожного движения, вспомним некоторые дорожные знаки, попробуем оказать первую помощь пострадавшим в аварии, и, конечно, каждый из вас обязательно попробует себя в роли водителя велосипеда. Другими словами, сегодня каждый из вас побудет в роли настоящего юного инспектора!

Сейчас я хочу показать вам один ролик. Внимание на экран.

Скажите, пожалуйста, что могло бы произойти, если б мальчик не остановил своих друзей? А почему так могло бы произойти? Конечно, потому что ребята не соблюдали правила дорожного движения.

И сейчас я вам предлагаю немного погрузиться в атмосферу наших занятий. Данные задания я выбрала не случайно. Это те задания, которые наиболее значимые для безопасности любого участника дорожного движения.

Делимся на три группы (Красный, Желтый, Зеленый)

А вы хорошо знаете правила дорожного движения? Предлагаю в этом убедиться. Сейчас мои помощники раздадут каждому из вас карточку с вопросом, и вам предстоит дать на него ответ. Итак, у кого вопрос №1?

КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ (приложение №1)

Вижу, что правила дорожного движения вы знаете достаточно хорошо! Жестам  регулировщика подчиняются и водители и пешеходы. А вы знаете, что обозначают жесты регулировщика? А кто из вас мне ответит, почему его одежда такая яркая и зачем на ней эти полоски?

Я вам продемонстрирую жесты, а ваша задача запомнить их. Договорились? 

Кто из вас самый смелый и сможет их повторить? А всем остальным я предлагаю стать пешеходами и применить свои знания на практике.

ИГРА «РЕГУЛИРОВЩИК»

Думаю, что с легкостью сможете заменить инспектора на дороге, если это будет необходимо.

Хочу вам открыть один секрет – настоящий юный инспектор знает абсолютно все знаки, которые можно увидеть у нас в кабинете. Сейчас вам нужно будет проявить свою внимательность и правильно подобрать к окантовке знака его серединку.

ЗАДАНИЕ «СОСТАВЬ ЗНАК» (приложение №2)

Хочу вас предложить ещё один вариант задания «Составь знак» самое любимое задание моих учащихся. Вам нужно составить дорожные знаки из частей. На выполнение этого задания 1 минута.

Итак, по итогам проверки выполненного вами задания, могу сказать, что вы достаточно грамотные участники дорожного движения, но если бы была команда моих ребят, вы бы сыграли вничью. Спасибо.

Поскольку, вы без  ошибок справились с этим заданием, думаю, что и следующее задание не вызовет у вас никаких трудностей. Каждой команде нужно будет, соблюдая правила дорожного движения и следуя указаниям дорожных знаков найти безопасный путь для велосипедиста и добраться от дома до школы. Готовы? Тогда поехали.

ЗАДАНИЕ «ВЕЛОПРОГУЛКА»

А сейчас я вам предлагаю собрать ребенка на велопрогулку. Из предложенных картинок выберите, что в первую очередь, необходимо ребенку-велосипедисту для безопасной прогулки.

(далее смотрю за правильностью выполнения задания и озвучиваю вещи первой необходимости, потому что все остальное не так важно, или важно, но для взрослого велосипедиста) Благодарю за участие.

ЗАДАНИЕ «САМЫЙ ЯРКИЙ»

Следующее задание «Самый яркий». Вы – ответственные участники дорожного движения, давайте сделаем вышу прогулку безопасной. Я вам предлагаю на любом из членов команды закрепить световозвращатели. Но не в хаотичном порядке, а как на ваш взгляд они должны быть наиболее грамотно расположены на верхней одежде ребёнка, чтобы максимально обеспечить заметность ребёнка для водителя транспортного средства.

На самом деле есть определенный порядок закрепления световозвращателей, но девиз Госавтоинспекции и юных инспекторов движения – чем ярче, тем заметнее.

Ведь чем больше света будет отражаться от одежды пешехода, тем больше водителю он будет заметен на дороге в темное время суток, а значит, у пешехода есть 100-процентный шанс перейти проезжую часть в полной дорожной безопасности.

ЗАДАНИЕ «БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ» (приложение №3)

Я очень рада, что вы все смогли найти безопасный путь, а это означает, что вы никогда не станете участником дорожно-транспортного происшествия! Следовательно, вам можно доверить управление транспортным средством. В нашем случае это велосипед! Все готовы? Предлагаю всем выйти в холл для прохождения вело эстафеты. А кто мне скажет, можно ли сразу садиться за руль и ехать? Правильно, нельзя. Нужно проверить тормоза, катафоты, шины. А что велосипедисту еще необходимо сделать? Молодцы, надеть защитную экипировку. Итак, я  продемонстрирую вам задание, ваша задача повторить. Сможете? Тогда поехали!

Ежедневно дети сталкиваются со сложной и трудной дорожной обстановкой. Путь от дома до школы и обратно не всегда можно считать безопасным, дети являются самым уязвимыми участниками дорожного движения. Именно поэтому им необходимо знать и непременно соблюдать основы правил дорожного движения. И моя задача, как педагога, привить детям умения и навыки безопасного поведения на дорогах.

Ребята на моих занятиях получают достаточно знаний, которые им необходимы для безопасного поведения на дорогах, для рационального принятия решений в сложной дорожной ситуации, а так же вовремя и грамотно оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Статистика, к сожалению, нас не радует. С каждым годом количество ДТП в нашем регионе с участием несовершеннолетних детей только растет. И на своих занятиях я стремлюсь воспитать грамотных  и законопослушных участников дорожного движения.

К сожалению, не все такие законопослушные участники дорожного движения как мы с вами. И по вине неграмотных пешеходов и водителей происходят аварии. Иногда даже с пострадавшими. И каждый юный инспектор, должен уметь оказать ему первую помощь до приезда бригады скорой помощи. Давайте мы с вами понарошку представим аварию. Ира красила губы за рулем, Паша разговаривал по телефону. Оба нарушили правила и поэтому произошла авария. Как вы думаете, что в первую очередь надо сделать, если вы стали очевидцем ДТП (выставить знак аварийной остановки).  Что же дальше? (вызвать скорую помощь, сообщить место ДТП, сколько человек). Отлично! Дальше? (опросить пострадавшего, оказать первую помощь). Дальше? (дождаться скорую помощь и передать им пострадавшего).

Пострадавшие благодарят ребят (спасибо за помощь).

Вы настоящие герои и действовали как профессиональные врачи! Молодцы!

На моих занятиях ребята приоткрывают тайну грамотного поведения на дорогах, закрепляют полученные знания, ещё узнают, сколько всего должен уметь настоящий юный инспектор, чтобы сберечь не только свое здоровье, но и помочь тем, кто в этом нуждается.

Помимо теоретических и практических занятий ребята являются активными пропагандистами безопасного поведения на дорогах и в транспорте среди детей и взрослых. Они с огромным желанием ходят с агитационными программами к малышам в детские садики, с увлечением учат своих одноклассников, и самое, пожалуй, любимое, это участие в профилактических рейдах  и мероприятиях с сотрудниками Госавтоинспекции.

В работе нашего коллектива большими помощниками являются родители. Они участвуют в творческой жизни коллектива, помогают с организацией конкурсов. Иногда я замечаю, что участие в совместной деятельности увлекает их настолько, что дети с удивлением констатируют – их родители - это взрослые дети.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения – это одно из главных направлений деятельности государства. А профилактика и снижение уровня ДДТТ, это не только задача сотрудников Госавтоинспекции, а так же нас педагогов и родителей. Во многих регионах нашей страны это направление деятельности становится таким же популярным как вокал или хореография.

Только зная Правила Дорожного Движения и хорошо ориентируясь в сложных  ситуациях на улице, наши дети будут находиться в меньшей опасности, и в этом, в первую очередь,  ребятам поможет наше юидовское движение, наш  профильный класс по БДД «Юная смена ГИБДД». 

Таким образом, подобная система работы помогает формировать    функциональную грамотность учащихся в области изучения правил дорожного движения, развивать основные умения и навыки дорожной безопасности, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Закончить первую часть своего выступление я хочу словами великого человека, доктора  педагогических наук по психологии Алексея Николаевича Леонтьева: «Через  других мы становимся собой».

Вопросы

  1. Кем ты становишься, когда выходишь из дома?
  2. Кем ты становишься, если едешь в автобусе или трамвае?
  3. Где безопасно перейти дорогу?
  4. Чем необходимо пристегнуться, если ты пассажир автомобиля?
  5. Со скольки лет разрешается ездить по дороге на велосипеде?
  6. Где нужно ожидать трамвай или автобус?
  7. Каким автомобилям разрешено ехать на красный сигнал светофора?
  8. Как должна обозначаться организованная колонна детей, идущая по улице?
  9. Какие предметы и аксессуары на одежде помогут водителям заметить пешехода на проезжей части дороги?
  10. Ты едешь на велосипеде и нужно перейти дорогу. Как это сделать?
  11. Как называется предмет, в котором ездят все маленькие пассажиры в автомобилях?
  12. Кто подчиняется жестам регулировщика?

Приложение к докладу 2

Приложение к докладу 3