Дата публикации: 24.10.2022
Автор: Попова Наталья Анатольевна,
воспитатель,
Детский сад «Огонек»
СП «МБОУ Змеиногорская СОШ №3» г. Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края
В настоящее время актуальна задача сохранения национальных традиций. И дошкольное учреждение успешно решает эту задачу через русские народные игры.
Русские народные игры имеют много вековую историю, в наши дни они пришли из глубокой старины, передавались из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В старину собирались за околицей мальчики девочки: водили хороводы, пели песни, состязались в силе и ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: играли в снежки, катались с горы, на лошадях катались с пением да плясками по деревням.
Педагоги и психологи считают что использование народных игр с детьми, позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре и её традициям.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении: они оказывают влияние на воспитание характера, воли, развивает нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный настрой и интерес к народному творчеству.
Русские народные игры были взяты за основу к современным играм педагогами и психологами. Наши дети играют в эти игры с младшего возраста: «Каравай», «Коза»,«Заинька»,» «У медведя во бору» и др..
В старшем возрасте: «Жмурки», «Карусель», «Два мороза», «Дракон», «Воротца» и другие.
Это игры состязания: перетягивание каната, борьба. Дворовые игры :«Фанты», «Красочки», «Море волнуется», « Телефон», « Салочки». Игры на развитие памяти: «Чего не стало», «Запоминалки», «Телеграмма». Коммуникативные игры: «Подарок», «Паровозик с именем», «Комплименты», «Ласковые шаги». Игры на развитие воображения «Кто придумает конец тот и будет молодец». Игры на развитее операций: «Лишнее слово», «Говори наоборот», Четвёртый лишний», «Загадочные слова».
В народные игры мы с детьми играем на занятиях по физической культуре, прогулке, развлечениях и праздниках. Правила в народных играх зачастую определяют участники игры, в зависимости от условий в которых проводятся игры (от количества игроков от размера площадки), а также может варьироваться (размеры меча биты размера повязки и т. д.)
В народных играх много соревновательного юмора задора и неожиданных моментов.
Русские народные игры выполняют главную задачу доставляя радость и удовольствие. Народные игры не должны быть забыты, т. к. развивают физические качества создают эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
А сейчас поиграем в народные игры.
Для малышей « Петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, произносят потешку: Тух- тух,
Ту-ру-рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Во дворе стоит,
Громче всех кричит!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом, или выбывает из игры.
«Зайка» хороводная игра.
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный Зайка. Дети поют: Зайка, Зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи!(2 раза)
Получи и попляши!
Все подходят к зайке дают воображаемую морковку. Зайчик берет морковку, становится веселым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Для старшего возраста «Растеряхи»
Дети становятся в один ряд, берутся за руки, образуя цепочку. По правую сторону назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако кроме вожака никто не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше находится игрок от вожака тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
Правила:
1. Все дети должны крепко держаться за руки, что бы «цепочка» не порвалось.
2.Игроки должны повторять все движения ведущего, бежать «след в след»
3.Хорошо использовать естественные препятствия: обегать деревья, пробегать под ветками. В помещении создавать препятствия из кубиков, спортивного инвентаря.
«Прыганье со связанными ногами»
Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем становится тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами очень тяжело.
«Бабка Ёжка»
В середину круга встает водящий - Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка Костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому коснется — тот и замирает.
«Ворота»
Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднимают высоко над головой, образуя «ворота». Дети из последней пары быстро пробегают под воротами и встают впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами.
Правила:
1.Дети держат друг друга за руки, пробегая под «воротами»
2.Нельзя задевать «ворота»
3.Во время игры можно изменить ворот, по степени «опуская руки» : это значительно усложнит выполнение задания.
«Резиночка»
Двое игроков натягивают резинку ногами, третий перепрыгивает, затем резинку поднимают все выше и выше. Игра продолжается до тех пор пока игрок не споткнется.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Спасибо!
Схема конспекта занятия
Педагог : Палеева Ирина Анатольевна
Образовательная область: познание
Возрастная группа: Воспитанники подготовительной к школе группы
Тема занятия : Квест - игра «Дорожная азбука»
Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.
Задачи:
- Учить правильно называть дорожные знаки;
- закреплять у детей знания правил дорожного движения, правил поведения на улице;
- развивать речь, мышление и память;
- применять накопленные знания в совместной игровой деятельности ;
- сформировать навыки командной игры.
Оборудование: светофор, дорожные знаки, конверты с заданиями, полоски белого и чёрного цвета, кружки красного, зелёного, жёлтого цвета, картинки дорожных знаков, конусы, машинки.
Организационный момент, начало занятия включающие: · описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии · игры и упражнения для организации внимания детей · ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми · описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) |
|||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
|||
Дети входят в зал.
Это я, это я, это все мои друзья
Топают ногами Это я, это я, это все мои друзья Это я, это я, это все мои друзья Это я, это я, это все мои друзья Топают ногами Это я, это я, это все мои друзья |
Ребята, вы уже большие, ходите в подготови-тельную группу, но скоро станете первоклас-сниками, и будете ходить в школу, но чтобы не попасть в неприятную историю, по дороге в школу, вам необходимо соблюдать правила до-рожного движения. В детском саду, мы изуча-ем и повторяем правила поведения на дорогах, изучаем знаки дорожного движения. И сегодня мы с вами отправимся в удивительное и нео-бычное путешествие, по правилам дорожного движения. Но путешествие будет не простым . Вас ждут испытания . За каждое правильно вы-полненное задание вы получите часть пазла и в завершении нашего путешествия соберете всю картину и узнаете что-то очень интересное. Хочу вам напомнить, что вы – команды, а в команде все делается сообща. Сначала мы с вами проведем небольшую разминку. Я задаю вопрос, если вы согласны, громко крикнете в ответ «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, тогда топайте ногами. - Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? - Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик? - Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место? - Знает кто, что красный свет, это значит, хода нет? - Знает кто, что свет зелёный - означает, по дороге каждый смело пусть шагает? - Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора. - Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает. |
Читаю вопросы |
|||
2. Основная часть занятия. Данный этап предполагает: § постановку конкретных образовательных задач перед детьми; § описание форм и методов представления нового образовательного содержания; § описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог; § описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу; § описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности; § описание основных форм организации практической деятельности детей; · описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания; · описание способов снижения утомления, напряжения детей |
|||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
|||
Дети проходят через расставленные кегли змейкой, ведя за собой машину на веревочке. Дети собирают: «Пешеходный переход» «Подземный пешеходный переход» «Надземный пешеходный переход» Выкладывают пешеходный переход из чёрных и белых полосок. Выбирают и выставляют знак «Пешеходный переход» Дают ответ Дают ответы: Дорога Дорожный знак Красный Зеленый свет Осторожно дети Пешеходный переход Подземный переход Велосипедная дорожка Место остановки автобуса Движение велосипедистов запрещено Дети (хором): Светофор! |
Ребята, у меня в руках карта - маршрут, вы будете следовать четко по этапам указанным в карте. 1. Задание. «Извилистая дорога» Ребята перед вами извилистая дорога вам необходимо проехать на машине объезжая конусы, которые встречаются вам на пути не задев их, вернуться обратно по внешней стороне, и передать эстафету следующему участнику. (Главное не быстрота, а аккуратность и четкость проезда, не задев конусы) Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и получаете кусочек пазла. 2. Задание. Ребята! А теперь вам надо собрать пазлы пробле-ма в том, что здесь несколько знаков и части всех знаков перепутались. Даю подсказку – каждый из этих знаков обозначает – переход. Молодцы,ребята! Справились с заданием, получите пазл. 3. Задание Чтобы двигаться вперед, срочно нужен переход. Вам необходимо выложить пешеходный переход из чёрных и белых полосок. А теперь поставьте правильный знак Молодцы, ребята! Справились с заданием, получите пазл. 4.игра «Передай жезл» Ребята, а вы знаете, что это такое? Правильно, это – жезл, с его помощью инспектор может остановить нарушителя правил дорожного движения. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Передай жезл». Пока звучит музыка вы передаете жезл правой рукой в левую сторону, как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и отгадывает загадку, которую я загадаю. 1. Ты всегда запомни строго: Не место для игры …. (Дорога) 2. Он укажет поворот .И подземный переход. Без него нельзя никак! Этот друг - …. (Дорожный знак) 3. Стой! Нельзя идти, опасно! Если загорелся…. (Красный) 4.Светофор сигнал дает, Что пора идти вперед. И для нас препятствий нет, Ведь горит…. (Зеленый свет) Молодцы ребята, справились с заданием, получите кусочек пазла. 5. Задание Ребята, вы знаете, что на улице встречаются не только светофоры, а еще многие другие дорожные знаки. Они рассказывают о том какая дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Сейчас мы с вами поиграем в игру с дорожными знаками. 1. Я хочу спросить про знак Нарисован знак вот так, В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно дети) 2. Этот знак совсем не сложный Но зато такой надежный Помогает он в пути Нам дорогу перейти. 3. Где ведут ступеньки вниз, Ты спускайся ,не ленись. Знать обязан пешеход: Тут …. 4. Ездить на велосипеде Любят взрослые и дети. С этим знаком станет ясно, Где кататься безопасно 5. В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать. 6. Не мелькайте быстро, спицы, Не спеши, велосипед! Нам велят остановиться, Здесь проезда дальше нет! Молодцы ребята, справились с заданием, получите кусочек пазла. 6. Задание. игра «Сигналы светофора». Ребята, сейчас мы с вами поиграем и проверим, как вы хорошо знаете Правила Дорожного Движения. Но сначала я вам загадаю загадку: Я глазищами моргая Неустанно день и ночь Я машинам помогаю И тебе хочу помочь Правильно. Вы знаете, что на дороге самый главный светофор, а его сигнал для всех закон. Если свет зажегся красный Значит, двигаться опасно! Желтый свет – предупрежденье, Жди сигнала для движения. Свет зеленый говорит: Пешеходам путь открыт! Ребята, на улице нужно быть очень внимательным и сейчас я проверю вашу внимательность. Звучит веселая музыка. Условия игры: я показываю вам зелёный кружок, вы шагаете на месте; красный – замерли; жёлтый – смотрим по сторонам. (Играем 2р.) Молодцы, ребята вы справились с заданием, получите пазл |
Показываю карту - маршрут, закрепляю на магнитной доске. На карте отмечено начало движения цифрой 1. Устанавливаю знак «Извилистая дорога» Отдаю детям кусочек пазла Передаю детям перепутанные пазлы: «Пешеходный переход» «Подземный пешеходный переход» «Надземный пешеходный переход» Отдаю детям второй кусочек пазла Передаю детям черные и белые полоски Отдаю детям третий кусочек пазла Показываю жезл Загадываю загадки Отдаю детям четвертый кусочек пазла Отгадавшему ребенку надеваю знак на грудь Отдаю детям пятый кусочек пазла Выставляю светофор Показываю красный круг Показываю желтый круг Показываю зеленый круг Отдаю детям шестой кусочек пазла |
|||
3. Заключительная часть занятия: § описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;
|
|||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
|||
Дети собирают на столе пазл Исполняется песня. «Мы правила движения не будем нарушать». Прощаются с гостями. |
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, а сейчас осталось собрать пазл. Ребята, вы сегодня усвоили все правила движения и знаете все дорожные знаки. И запомните, ребята, как запомнила их я: что дорогу где попало вам переходить нельзя Мы хотим на прощанье подарить нашим гостям песню, которую помогла нам подготовить наш музыкальный руководитель |
Дарю детям подарки |