0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 30.10.2022

Автор: Шабанова Ольга Сергеевна,
Педагог дополнительного образования,
МБУДО города Иркутска «Дом детского творчества №5»

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности обучающихся в организации дополнительного образования. Проанализированы факторы, влияющие на мотивацию учебной деятельности младших школьников. Выявлена большая значимость внутренней мотивации по сравнению с внешней мотивацией. Доказано взаимное влияние видов мотивации на результаты обучения. Рассмотрены особенности форм мотивации учебной деятельности в организации дополнительного образования, мотивации достижения у младших школьников.  Проведен анализ средств и методов мотивации учебной деятельности в организации дополнительного образования.

Ключевые слова: учебная деятельность, организация дополнительного образования, мотивация в учебно-познавательной деятельности, формы и виды мотивации, методы мотивации, устойчивая положительная мотивация младших школьников, учебные способности, рефлексия в младшем школьном возрасте, контроль.

В условиях развития современного образования проблема мотивации учебной деятельности приобретает все большую актуальность и является одной из важных в связи с целями начального общего образования, среди которых важнейшей задачей является формирование умения учиться, что прямо обозначено во ФГОС НОО.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показывает, что большое количество исследователей занимаются вопросом мотивации и ее формирования в учебной деятельности. Она рассматривается преимущественно в контексте развития области общей мотивации личности и активизации психической деятельности индивида. Кроме того, мотивация учебной деятельности изучается в различных аспектах: как синтез интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности; с точки зрения избирательной направленности личности; как выражение индивидуальных потребностей и др. Исследователи исходят из того, что воспитание и формирование познавательных мотиваций у школьников связано с развитием внимания, любознательности, наблюдательности и памяти. Поэтому, как психолого-педагогическое явление, формирование учебной мотивации оказывает комплексное воздействие на компоненты сложных систем отдельных процессов.

Личностно-ориентированный подход в обучении в современной психолого-педагогической литературе опирается на необходимость решения проблемы диагностики и развития учебных способностей обучающихся, без которых невозможно определить границы применения новых технологий обучения. Составной частью учебных способностей являются мотивы учебно-познавательной деятельности школьников, подразделяемые на идеальные и материальные, сильные и слабые, стабильные и эпизодические. Можно говорить о том, что каждому ученику присуща исключительно индивидуальная мотивация которая также меняется при трансформации внутренних установок по мере взросления школьника и при усложнении учебно-познавательной деятельности.

Актуальность проблемы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников подтверждается  ФГОС начального общего образования, где одной из задач называется включение готовности и способности обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Следует подчеркнуть, что мотивация достижения результата связана с развитием личности ребёнка непосредственно и формируется на каждом возрастном этапе развития постепенно.

Мотив – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением школьника, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость [1, c. 98].

Мотив учения опирается на внимание ученика к различным сторонам учебной деятельности. Его рассматривают как интерес и желание выполнять действия самостоятельно, которыми ребёнок овладевает постепенно.

Мотивация достижения – это стремление субъекта к успеху (достижение наилучшего результата) в деятельности. Рассматривая мотивацию достижения по Д. Мак-Клеллану, можно выделить два движущих мотива: мотив избегания неудачи и мотив стремления к успеху. Один из двух мотивов более или менее выражен у каждого человека [2, c.24].

Таким образом, в учебном процессе у школьников формируются две разнонаправленные тенденции, которые следует учитывать педагогам:

– мотив достижения успехов;

– и мотив избегания неудач.

Из этого можно понимать, что если, авторитетные для детей взрослые фигуры, игнорируют способ поощрения или мало поощряют ребят за достижения, предпочитая наказания за неудачи, то в завершение следует ожидать закрепления мотива избегания неудач, а не стремление к достижению успеха.

Нельзя недооценивать в процессе становления личности роль мотивации достижения успеха, она:

-  способствует формированию личности, через самоорганизацию, а в дальнейшем и через самоактуализацию;

 - определяет целенаправленный характер деятельности индивида;

-  обеспечивает импульсы к личностному и профессиональному росту.

В теории мотивации достижения, настойчивость стала объектом специального исследования. Выделим различные подходы: настойчивость рассматривается как производное мотива, как результат остаточного влияния неосуществившихся намерений, настойчивость связывалась с протяженностью планируемой человеком временной перспективы. Гордеева Т.О. рассматривала настойчивость проявление упорства в выполнении деятельности, направленной на достижение поставленных целей и намерений [1, c. 98].

Главным изменением в младшем школьном возрасте является осознание своих отношений с окружающими, из которого следует внутреннее обсуждение собственных действий и поступков. Важную роль здесь играют ровесники, в сотрудничестве с которыми появляется новое отношение к личностным действиям и поступкам. Способность рефлексировать и оценивать отдельные элементы своей деятельности создают предпосылки возникновения новых отношений личности к собственному саморазвитию.

Проблема формирования мотивации учения в организации дополнительного образования лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Таким образом, мы видим, что для раскрытия сущности мотивации следует рассматривать различные стороны явлений, побуждающих человека к деятельности.

Описание сложности и многомерности мотивации обучения определяется многообразием методов, в которых многие отечественные авторы понимают ее сущность. На наш взгляд, наиболее точным является определение учебной мотивации, как системы, отражающей потребности, мотивы и цели учебной мотивации, позволяющей активно стремиться к пониманию общих знаний, овладению учебно-познавательными умениями [5, с. 73].

Охаактеризуем три формы мотивации к учению младших школьников в организации дополнительного образования.

1. Положительное отношение к учению – постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Отметим, что высший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать трудности на пути достижения цели [4, c. 892].

2. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если у него не будет желания учиться.

3.  У нейтрального (безразличного) отношения подразумевается наличие способностей и возможностей, а при изменении его интересов реально достигнуть положительных результатов. При этом видим способного, но ленивого ученика.

Итак, особенности рефлексии в младшем школьном возрасте зависят от того, насколько ребенок способен регулировать собственное поведение и осуществлять самостоятельно анализ. Это означает, что осознание ребенком значения и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить цель своих действий.

Для развития мотивации достижения у младших школьников в организации дополнительного образования через организацию содержательной рефлексии на уроке в процессе обучения ребенок должен уметь:

– выделить в задаче принципиально новые условия;

– проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к новым условиям;

– зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;

– указать на это противоречие взрослому [3, с. 31-35].

Следовательно, эффективность указанного процесса будет зависеть от выбора педагогических средств.

Таким образом, процесс развития мотивации достижения у младших школьников в организации дополнительного образования через организацию содержательной рефлексии на уроке, предполагает включенность учащегося в решение творческих задач, когда ученик сталкивается с невозможностью выполнить ту или иную практическую задачу имеющимся способом и ставит перед собой цель получения новых знаний, планирует работу по ее достижению, оценивает имеющие ресурсы, прогнозирует результаты и т.д.

Рассмотрим модель развития организации содержательной рефлексии в организации дополнительного образования, как условие развития мотивации достижения. Развитие мотивации достижения сопровождается для педагогов и родителей решением следующих задач:

– формирование мотивов самореализации, саморазвития и самоопределения;

– формирование модели потребности в будущем и принятие ее как цели личного развития;

– учить школьников ставить цели рефлексирования, применять результаты рефлексии в практической деятельности.

К безусловно важным учебным действиям учащихся относятся контроль и оценка. Под этими действиями понимается:

- во-первых, самостоятельное, рефлексивное умение отделять известное от неизвестного и высказывать предположения и его содержании.

- во-вторых, обучение самоконтролю и самооценке должно выстраиваться постепенно на основе учебно-познавательной деятельности, с учётом того, что способности учащихся развиваются при осуществлении различных видов активностей.

 Отсюда следует, что рефлексия является одной из важнейших форм контрольно-оценочной деятельности в организации дополнительного образования.  При этом в формировании рефлексивных умений можно выделить три этапа:

1) формирование коллективной рефлексии;

2) формирование групповой рефлексии;

3) становление индивидуальной рефлексии.

Применение эффективного функционирования педагогической технологии организации содержательной рефлексии на уроке, подразумевает выделение таких педагогических условий, которые могут служить основанием или условием реализации мотивации достижения. Мы выделили следующие условия развития мотивации достижения результатов через организацию содержательной рефлексии.

1) Психологические. Если при обучении учитывается и используется субъективный опыт учащихся, то овладение навыками рефлексии проходит наиболее эффективно. Ещё лучше, когда создана атмосфера сотрудничества в обучении – тем самым создаются возможности к рефлексивному стилю взаимоотношений в коллективе.

2) Педагогические. Это организация рефлексивных действий учащихся – рефлексивный контроль, рефлексивное оценивание. Для этого следует разрабатывать обоснованное оценивание по таким разработанным критериям, которые будут способствовать развитию мотивации достижения у младших школьников.

Подчеркнём, что в ходе рефлексии и идентификации происходит «сличение» коллективных целей деятельности с индивидуальными целями, сравнение индивидуальных действий и личностных объектов сравнения с моделью. Ориентация на субъектные смыслы отдельного ученика есть специфика данного вида деятельности. Реализовать данную установку возможно при особом способе взаимодействия учеников и учителя, а именно через рефлексивное управление.

Литература

  1. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.  Леонтьева. – М.: Смысл, 2018. – 102 с.
  2. Данилов Д.Д. Экспериментальная модель контроля и оценки в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа. – 2004. – № 4. –С.  24–32.
  3. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 31-35.
  4. Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892–894.
  5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2005. – 219 с.

 

FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION WHEN TEACHING YOUNGER STUDENTS IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Abstract. The article is devoted to the problem of forming a stable positive motivation of students ' learning activities in the organization of additional education. The factors influencing the motivation of educational activity are analyzed. The great importance of internal motivation in comparison with external motivation is revealed. The mutual influence of the types of motivation on the learning outcomes is proved. The features of the forms of motivation of educational activity in the organization of additional education, the motivation of achievement in primary school students are considered. The analysis of means and methods of motivation of educational activity in the organization of additional education is carried out.

 Keywords: educational activity, organization of additional education, motivation in educational and cognitive activity, forms and types of motivation, methods of motivation, stable positive motivation of primary school students, learning abilities, reflection in primary school age, control.

Шабанова Ольга – магистрант, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Schabanova Olga Sergeevna – Undergraduate, Рedagogical Institute,

Irkutsk state University, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.