Дата публикации: 10.11.2022
Автор: Сухова Светлана Александровна,
воспитатель,
МАДОУ детский сад №31 «Родничок» г.Павлово Нижегородской области
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитыми интеллектуальными способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школьному обучению. Дети умеют делать умозаключения, обобщать, отличаются сообразительностью.
Доказано на практике, что интеллектуальные способности можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам деятельность: выполнение игровых заданий с развивающими пособиями. Такие игры были разработаны Зинаидой Алексеевной Михайловой, Борисом Петровичем Никитиным, Евгенией Александровной Юзбековой, Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем.
Кстати, часто родители спрашивают, какие развивающие игры можно покупать ребенку 5-7 лет, что подарить на день рождение сыну и дочери. Мы убеждены – игры перечисленных авторов. Вы видите их имена на экране.
Программа нашего кружка «Игры каждый день» построена на основе постепенного усложнения уровня трудности игровых заданий с учетом индивидуальных возможностей.
Занятия кружка проходят в компьютерном классе, где имеется весь необходимый игровой материал для занятий, которые проводятся с детьми 5-7 лет два раза в неделю в вечернее время. Наши воспитанники посещают кружок по желанию.
Сначала мы предлагаем детям игры на основе плоскостного моделирования: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», а затем переходим к играм на основе объемного моделирования: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», и напоследок играем с детьми в игры на основе пространственного моделирования: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича» и «Чудо-крестики».
Работая с детьми, мы придерживаемся ряда правил:
- Первое правило - выполнение заданий в зоне «оптимальной трудности». Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идет слабо и вяло. Поэтому игры предлагаются каждому ребенку индивидуально, развитие его интеллектуальных способностей идет как бы по индивидуальному маршруту.
- Второе правило – это создание особого микроклимата для развития детской инициативы. Мы поддерживаем проявление у детей интереса, инициативы и творчества, настойчивости в преодолении трудностей в выполнении заданий, что дает яркие и незабываемые впечатления и переживания от успешного выполнения заданий.
- И третье правило нашей работы – у дошкольника обязательно должен получиться «предметный» результат, который на первых этапах соответствует предложенному образцу, а в дальнейшем и собственному замыслу ребенка.
Очень нравятся детям игры с плоскостными геометрическими фигурами, называется это «плоскостное моделирование», из которых можно составить необычные образы животных, различных предметов. Приобщение детей к игре начинается со знакомства с ее названием, с изобретателем, с рассматривания геометрических фигур и возможностей составления из них какого-либо силуэта. Затем дети строят по образцам-схемам (расчлененным и нерасчлененным), предположенным воспитателем на выбор. Вот посмотрите на слайды, как творят наши дети, когда из простых частей получаются целостные фигуры-силуэты. Это настолько увлекает детей, что они придумывают все новые и новые варианты и даже зарисовывают их, обмениваясь с друзьями.
Далее мы изучаем с детьми правила игры с объемными геометрическими формами «Сложи узор» - это уже объемное моделирование. Дети строят из цветных кубиков различные узоры. Кубики Никитина Б.П. интересны тем, что все грани разного цвета и составить узор достаточно сложно. Сами узоры имеют разный уровень трудности и ребенок как по ступенькам шагает к более сложным вариантам, отмечая свои достижения на картографе: справился - можешь поставить свой значок напротив выполненного задания. Если задание для ребенка очень трудное и сразу выполнить его не удается, то мы стараемся поддержать бодрость духа и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже я в твоем возрасте не смогла решить такую трудную задачу.
Более сложным вариантом игр с кубиками является игра «Уникуб», где 27 кубиков имеют разный цвет и 60 разных заданий, представленных в цветных изображениях. Эта игра вводит ребенка в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности ребенка на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает его сильнее интеллектуально. Такие игры хороши в семье. Прежде чем давать задания детям, обязательно нужно попробовать выполнить их самим, а лучше купить два набора. Тогда мама или папа садятся рядом с малышом и тоже строят разные модели. Но при этом нужно идти не вперед ребенка, а за ним следом, чуть-чуть отставая от него, тогда лучше видны и ощутимы его находки и удачи, которые обязательно нужно заметить, чтобы малыш чувствовал, как он успешно справляется с заданием.
И еще более интересные и более сложные «Кубики для всех». Это тоже 27 одинаковых по размеру кубиков, но склеенных в 7 фигурок, различных по форме. Ребенок по рисункам-заданиям строит модели-сооружения, приобретает умения мыслить пространственными образами. И что забавно, что взрослым такие задания выполнить труднее, чем детям. Можете попробовать сами. В выпускаемых наборах в инструкции по использованию игры есть подсказки для «ленивых родителей».
И наконец, развивающие игры Воскобовича на основе пространственного моделирования давно пользуются успехом в нашем детском саду. Играя, ребенок осваивает цифры, буквы, а также силуэтное конструирование, работу с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику рук.
А также хочется представить вам игру «Геоконт» - это игровое поле с чудо-гвоздиками и волшебными паутинками (резинками), которые натягиваются на них в соответствии с образцами или замыслами детей. Дети делают фигуры, трансформируют их, зашифровывают.
А игра «Квадрат Воскобовича» позволяет ребенку проявить свои способности в складывании из одного разноцветного квадрата объемные фигуры.
Таким образом, пройдя в кружке целый курс игровых заданий, ребенок не только получает удовлетворение от интеллектуального труда, но и приобретает особо значимые личностные качества – умение преодолевать трудности и добиваться успешности, доводить начатое дело до конца.
Создавая творческую атмосферу на занятиях, мы поддерживаем детский интерес и желание вновь приходить в кружок.
И как говорил Борис Петрович Никитин «Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность помочь ребенку встать на этот путь». Этому прямо и служат развивающие игры.