Дата публикации: 14.11.2022
Автор: Писанкина Елена Григорьевна ,
Зам.директора По ВР,
Томская область
Томский район
д.Поросино
МБОУ
« Поросинская СОШ»
Томского района
(дошкольные группы)
Воспитание призвано оказывать влияние
на нравственность общества,
возвышать дух над телом,
выдвигать вперед духовные потребности.
Задача воспитания —
пробудить внимание к духовной жизни …
Если наш воспитанник знает много,
но интересуется пустыми интересами,
если он ведет себя отлично,
но в нем не пробуждено живое внимание
к нравственному и прекрасному —
вы не достигли цели воспитания.
К. Д. Ушинского
Участники проекта:
Воспитатели дошкольных групп , логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию , родители, воспитанники старшей и подготовительной к школе групп , социальные партнеры ( ДК д. Поросино , сельская школа, сельская библиотека, музеи г.Томска)
Цель проекта:
Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
Задачи проекта:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки
позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
- Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Особенности проекта:
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье
- доступность материала для детей дошкольного возраста
- максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Постановка проблемы: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи. Выбор темы проекта проходил по рассматриванию фотографий родителей и членов семей воспитанников подготовительной группы. Дети, рассматривая фотографии своих близких в разные периоды жизни и близких своих товарищей, проявили желание узнать, как живут дети в семьях, какие существуют семейные традиции, специфика занятий и предпочтений в семье. Формирование у детей любви и уважения к родителям; дать возможность ребёнку реально самостоятельно прикоснуться к семейным ценностям, традициям, жизненным устоям; находить неожиданные открытия, узнавая о жизни бабушек и дедушек.
Проблемы, на решение которых направлен проект
Воспитание ребенка очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой большой силой и мощью обладает семья. Родители первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени вы проводите с ребенком, оно будет копировать в первую очередь поведение родителей.
- Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
- Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
- Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
- Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Основные семейные традиции - Традиция празднование дней рождений - это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи, приносит радость, настроение, предвкушение праздника, как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.
Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. Многое зависит от умения поделиться интересом и его пробудить.
Реализация этапов проекта
С младшего возраста ведем работу по составлению семейных фото альбомов. Родители принимают активное участие в их оформлении.
Самая любимая сюжетно - ролевая игра среди детей нашей группы - «Семья».
В ходе её дети усваивают термины родства, формируются представления о возможностях и взаимопонимании в семье. Играть в нее мы начали с младшего возраста.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. Они проводятся с младшего возраста и различны по тематике.
На организованных встречах с родителями, задача педагогов – помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками; что всю семью объединяет родство, любовь и общие интересы, это мир, в котором закладываются основы духовно- нравственного воспитания, отношения к людям, природе.
Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей.
Проводим организованные экскурсии в сельскую библиотеку, где дети участвуют в различных мероприятиях.
Ценны по своему содержанию занятия, беседы из цикла «Моя семья», «Родословная - старинная русская традиция», «Образ моей семьи».
В группе регулярно проводятся занятия по теме «Уроки добра», на которых говорят о моральных и нравственных ценностях, о милосердии и уважении к старшим.
В рамках семейных художественно — творческих проектов были реализованы такие проекты, как « Я взрослый, я - ребенок», «Что значит счастливая семья?».
Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.
Большой интерес и активное участие проявили родители в творческих проектах « Генеалогическое древо моей семьи»
Одна из традиций нашего детского сада акция «Посади дерево», в которой родители принимают активное участие.
Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в нравственном становлении личности ребенка.
Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье, о воспитании нравственных качеств.
Разработаны тематические консультации, памятки, буклеты для родителей.
Любовь к животным - хорошее, жизнелюбивое чувство, основа многих
важнейших нравственных качеств: сострадания, желание проявить заботу, отношение к слабому.
С этой целью провели ряд бесед, занятий, организовывали совместную фотовыставку «Любимое домашнее животное»; провели анкетирование. Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.
В музеях нашего города дети узнали о том, что такое традиции, обычаи нашего народа, как жили раньше на Руси, чем сильна наша Родина. Поддерживаем связь со школой.Дети посетили Музей Боевой славы, узнали о героях - земляках Великой Отечественной войны.
Различные игры, упражнения, задания помогают отследить знания детей по теме «Что такое семья и зачем она нужна».
По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.
Предполагаемые результаты
Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений, дети получают необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.
Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций, поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Считаем, что главный результат, на которой и направлена наша работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. Ценность и личная значимость каждого в семье.
Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: « Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня!