0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 22.11.2022

Автор: Пелевина Татьяна Ивановна,
Педагог дополнительного образования,
МАУ ДО ЦРТДиЮ «Бригантина»

Одним из направлений работы педагога дополнительного образования является взаимодействие с родителями. В постоянно меняющемся современном мире это безусловно необходимое и непростое направление. Опыт показывает, что очень не просто привлечь современных родителей к совместной творческой деятельности. Именно поэтому мы, педагоги, ищем новые формы взаимодействия с родителями. В своей работе, прежде всего мы направляем внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-нравственном воспитании детей. В нашей студии мы традиционно проводим 1-2 раза в месяц «Родительскую пятницу», где обучающиеся вместе с родителями участвуют в разнообразных мастер-классах, конкурсах творческих работ, коллективной деятельности по созданию творческого проекта. Также регулярно проводим конкурсы творческих работ, созданных всей семьей: «Тепло своими руками», конкурс аппликаций «Золотая осень», конкурс нетрадиционной моды «Юный дизайнер» и т.д. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Совместная творческая деятельность традиционно используется как средство воспитания.  Для этого обратимся к идеям коллективного творческого воспитания. Эти идеи уходят своими корнями к Ж.Ж. Руссо, педагогам эпохи Возрождения. Научным базисом технологии совместного творческого воспитания является организация внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между педагогом, родителем и обучающимся.

Л.Г. Борисова выделяет следующие принципы использования совместной творческой деятельности в воспитании:

  • «вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного;
  • учет индивидуальных и типологических особенностей всех участников совместного творческого дела, а также потребностей и интересов участников конкретной группы;
  • добровольность участия воспитанников, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации;
  • выстраивание всего процесса - от рождения идеи до ее воплощения - с том высказанных участниками предложений на основе принципа «от мнения каждого - к общему мнению»;
  • рефлексивное   осмысление   собственных действий, что позволяет активно включить механизмы самовоспитания».

Реализация этих принципов в совокупности позволит добиться положительного эффекта в социально-нравственном воспитании обучающихся при использовании совместной          творческой деятельности.

На мастер-классе по рисованию шерстью обучающиеся совместно с родителями создавали панно в данной технике, грамотное распределение ролей в творческой деятельности обусловили создание интересных своеобразных работ каждой семьи и отличное настроение всех присутствующих. Использование нетрадиционной техники рисования позволило всем, даже не умеющим рисовать создать творческие, с особой индивидуальностью яркие панно шерстью.

На «Родительской пятнице», посвященной изучению техники коллаж, творческим группам предлагалось создать праздничный коллаж с использованием подручных материалов, открыток и вырезок из журналов, а также декоративных элементов: лент, бусин, страз и блесток. После знакомства с историей возникновения техника, ее технологических и композиционных особенностей, родители с детьми приступили к созданию собственного коллажа. Творческая обстановка поддерживалась музыкальным сопровождением, взаимопомощью со стороны педагога, детей и родителей. Творчество захватило всех, создавалось ощущение, что все работают в коллективе, подсказывали идеи друг другу, обменивались материалами. В итоге и родители, и дети отметили, что творчество объединяет людей всех возрастов.

Создавая осенний пейзаж по мотивам Афремова, родители и дети так увлеклись процессом, что не заметили, как пролетело время. Когда работы были закончены родители не поверили, своим глазам, что у них получились такие выразительные, яркие работы и еще раз убедились, что время, проведенное с ребенком по созданию творческой работы, сближает и позволяет с другой стороны взглянуть на своего ребенка. Не смотря на, то что встреча проходила вечером после трудовой недели, родители получили восторг от созданной работы, а дети были горды своими мамами, тетями и сестрами, которые поддержали их в   творческом порыве. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

В процессе совместной деятельности у обучающихся закрепляется отношение к себе как к яркой индивидуальности, проявляется уверенность в решении достаточно сложных дел. Родители приобретают опыт сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогом, что впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений.

Таким образом, организация совместной деятельности с родителями способствует как развитию личностных, так индивидуальных качеств воспитанников.

Чувство товарищества, эмоциональный комфорт снимают страх, стимулируют проявление инициативы. Открываются широкие возможности для активизации личностного развития за счет информационного обмена, интенсивного взаимообогащения обучающихся, родителей и педагога.

Используемая литература:

  Барышникова Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. - СПб., 2005 г.  242с..

Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., Новая школа, 1998, –208