0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 12.12.2022

Автор: Кобелева Светлана Иннокентьевна,
Воспитатель,
МБДОУ ДС№27/2 «Сэсэг»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.

Программные задачи:

Обучающие: познакомить детей с кухонными принадлежностями, которые находились в русской избе: ухват, чугунок, прялка, самовар; печка.

Развивающие: развивать творческие способности детей.

Воспитательные:  воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Словарная работа:

Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей, поддерживать инициативу ответов на вопросы.

Обогащение словаря детей: печь, чугунок, самовар.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая.

Материалы и оборудование:  Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук, прялка.

Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.

 Ход занятия:

Занятие проходит в мини-музее «Русская изба».

Хозяйка: (воспитатель в русском народном костюме)

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома! Изба у меня небольшая - да красивая какая!

Сядем рядком, да поговорим ладком!

Скажите ребята, а вы знаете куда вы пришли?

- В русскую избу!

Хозяйка: А как вы думаете, ребята для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.

— Из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я вам немножечко подскажу, загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней  тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Загадаю вам загадку - вы найдите мне отгадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает».

Хозяйка:

Правильно это печь. Печь считали сердцем дома!

В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете, чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)

Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?

Дети: Да!

Хозяйка:

- берите по одному полену и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)

Физминутка:

Гори, гори ясно (Руки  вперед, взмахи в верх и в вниз.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Хозяйка: А что могла хозяюшка приготовить в печке?

Дети отвечают.

Изба была одной комнатой, но было одно местечко в избе, которое называлось бабий кут, где женщина делала свои дела по хозяйству, пряла, шила, вышивала, стряпала, здесь и люлька, где качался малыш.

-Ребята, а вы знаете в чем раньше готовили еду?

Отгадайте загадку:

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

К низу узок, вверх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Давайте в него насыплем гречку из туеска. Ну-ка попробуйте поднять чугунок теперь? Какой он стал?

-Дети: еще тяжелее.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Что варили в чугунке, то и в горшочке, варили картошку, тушили мясо, топили молоко. Молоко в таком горшочке ни кисло.

Слушайте следующую загадку:

«Сама не ем, а людей кормлю» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. (раздаем детям по две ложки).

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Слушайте следующую загадку:

 -Выпускает жаркий пар,

Древний чайник … (Самовар)

-Правильно! Это самовар! Он большой и пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

- Ох, спасибо вам ребятки,

Славно с вами потрудились,

Славно мы повеселились,

Вы и пели, и плясали,

Очень я довольна вами!

Хозяйка: - Понравилось вам у меня, ребята?

Что интересного вы увидели у меня в избе?

Что самое главное в избе?

 -Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки, пора прощаться, до следующей встречи! До свидания!