Дата публикации: 12.12.2022
Автор: Кобелева Светлана Иннокентьевна,
Воспитатель,
МБДОУ ДС№27/2 «Сэсэг»
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
Программные задачи:
Обучающие: познакомить детей с кухонными принадлежностями, которые находились в русской избе: ухват, чугунок, прялка, самовар; печка.
Развивающие: развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Словарная работа:
Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей, поддерживать инициативу ответов на вопросы.
Обогащение словаря детей: печь, чугунок, самовар.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая.
Материалы и оборудование: Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук, прялка.
Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Ход занятия:
Занятие проходит в мини-музее «Русская изба».
Хозяйка: (воспитатель в русском народном костюме)
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома! Изба у меня небольшая - да красивая какая!
Сядем рядком, да поговорим ладком!
Скажите ребята, а вы знаете куда вы пришли?
- В русскую избу!
Хозяйка: А как вы думаете, ребята для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.
— Из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я вам немножечко подскажу, загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Загадаю вам загадку - вы найдите мне отгадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Хозяйка:
Правильно это печь. Печь считали сердцем дома!
В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете, чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)
Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?
Дети: Да!
Хозяйка:
- берите по одному полену и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)
Физминутка:
Гори, гори ясно (Руки вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Хозяйка: А что могла хозяюшка приготовить в печке?
Дети отвечают.
Изба была одной комнатой, но было одно местечко в избе, которое называлось бабий кут, где женщина делала свои дела по хозяйству, пряла, шила, вышивала, стряпала, здесь и люлька, где качался малыш.
-Ребята, а вы знаете в чем раньше готовили еду?
Отгадайте загадку:
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
К низу узок, вверх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Давайте в него насыплем гречку из туеска. Ну-ка попробуйте поднять чугунок теперь? Какой он стал?
-Дети: еще тяжелее.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Что варили в чугунке, то и в горшочке, варили картошку, тушили мясо, топили молоко. Молоко в таком горшочке ни кисло.
Слушайте следующую загадку:
«Сама не ем, а людей кормлю» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. (раздаем детям по две ложки).
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Слушайте следующую загадку:
-Выпускает жаркий пар,
Древний чайник … (Самовар)
-Правильно! Это самовар! Он большой и пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
- Ох, спасибо вам ребятки,
Славно с вами потрудились,
Славно мы повеселились,
Вы и пели, и плясали,
Очень я довольна вами!
Хозяйка: - Понравилось вам у меня, ребята?
Что интересного вы увидели у меня в избе?
Что самое главное в избе?
-Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки, пора прощаться, до следующей встречи! До свидания!