Дата публикации: 20.12.2022
Автор: Миннулина Регина Гранитовна,
Воспитатель,
МАДОУ "Детский сад № 180 комбинированного вида"
Советского района города Казани
«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не может заменит движение» - таков девиз кинезиологии, науки, тесно вошедшей в жизнь детского сада.
Начав работу с группой, я заметила, что много детей с плохо развитой ручной моторикой. Они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, деталями, счетными палочками. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в группе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Поэтому я начала вводить кинезиологические коррекционно – развивающие упражнения в свою работу с детьми в группе. Коррекционно - развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Актуальность темы:
В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа).
Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему неуспешности.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения.
Кинезиологические упражнения помогают улучшить:
- Память
- Внимание
- Речь
- Пространственные представления
- Мелкую и общую моторику.
- Снизить утомляемость.
- Повысить способность к произвольному контролю.
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
- Растяжки
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Упражнения на релаксацию
- Массаж
- Развитие артикуляционных движений
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, здесь мы наряду с кинезиологическим упражнением “Свеча”, «Ныряльщик», используем игры с подручными материалами, как пробки и снежинки, вырезанные из полиэтилена.
Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Их хорошо использовать во время утренней гимнастики, на занятиях по физкультуре, например упражнение «Перекрестное марширование»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Соберем урожай»
Это любимая игра детей в нашей группе. Все упражнения перекрестные. Правой рукой мы берем игрушку одного цвета, затем левой рукой игрушку другого цвета, и относим их в соответствующие по цвету корзинки. Сначала дети самостоятельно выполняли игру по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Во время ожидания обеда ил на физкультминутках полезно выполнять упражнение «Ухо-нос», которое направлено на синхронизацию работы полушарий головного мозга. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот.
Также детям нравится в повседневной жизни группы выполнять упражнение для развития мелкой моторики «Кулак—ребро—ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Другая любимая игра детей в режимных моментах «Колечко», которое развивает умственные способности и физическое здоровье.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Самомассаж и массаж – одни из средств профилактики и коррекции речи детей, они способствуют расслаблению и снятию напряжения.
Для массажа мы в детском саду используем резиновые мячики ежики, массажеры, сделанные из подручных средств родителями.
Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
Фокусы – это упражнения на умение манипулировать карандашом между пальцами. Это упражнение я предлагаю детям на физкультминутках во время занятий по ФЭМП и рисовании, как разминку.
С карандашом. Прокручивать большим пальцем карандаш вокруг другого большого пальца.
“Зеркальное рисование”
Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга
Вывод:
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Рекомендации по применению:
- Доброжелательная обстановка
- Систематичность
- Усложнение и наращивание темпа заданий
- Точность выполнения движений и приемов
- Использование разнотипных и однотипных движений рук
- Включение всех 5 пальцев каждой руки
- Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц
- Применение упражнений на занятиях и в свободное время
- Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.
- Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в зависимости от возраста.
- Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно
Список литературы
1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2001.
2. Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. М.,1999.
3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
4. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
6. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
7. Журнал «Логопед» №3 2005г.