Дата публикации: 26.12.2022
Автор: Ваулина Марина Борисовна,
Воспитатель,
МБДОУ Чухломский детский сад «Родничок»
ФИО педагога Ваулина Марина Борисовна
Возрастная группа воспитанников: старшая группа.
Направленность группы: общеразвивающая
Тема: «Рождественское чудо»
Цель: знакомство с социокультурной категорией «Надежда».
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с православными праздниками, их историей, традициями людей.
Закреплять в речи детей название праздника Рождество Христово, слово «рождество»
Развивающие:
Развивать умение слушать друг друга.
Развивать в детях желание радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением;
Развивать у детей разговорную речь, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать в детях нравственные чувства: на примере художественного произведения, воспитывать желание делать добрые дела.
Способствовать возникновению дружелюбной атмосферы от совместной игры.
Создавать радостное настроение в связи с наступлением праздника Рождества.
Интегрируемые образовательные области, «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Используемые технологии: игровая, здоровье сберегающая
Вид детской деятельности – познавательно-исследовательская, игровая.
Форма организации детей: фронтальная
Форма организации обучения: образовательная деятельность
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):
демонстрационный материал: волшебная шкатулочка, игрушка ангел, заготовка будущей книги «Моё Рождество»; картинки на каждую группу детей с заданиями, ангелочки для каждого ребенка, символы рождества на каждую из 4 парт (колокольчик, звезда, ангел, ёлочка, нагрудные знаки с этими символами.
Планируемый результат: В ходе непосредственно организованной образовательной деятельности дети будут иметь представление о празднике Рождество Христово, традициях людей, научатся понимать друг друга, сочувствовать и переживать, помогать нуждающимся.
Предварительная деятельность: чтение рассказов, сказок, легенд о Рождестве, разучивание стихов о рождестве, рассматривание картинок с православными праздниками, беседы о рождестве, игры на рождественскую тематику.
Ход деятельности
Части НООД |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Способы поддержки детской инициативы
|
1 часть – вводная |
Цель: создание психологического настроя на предстоящую деятельность и активизация внимания. |
||
Создание образовательной ситуации |
-Вот и настало прекрасное время года – зима. Как не любить это время – каникулы, санки, коньки. -А какой праздник мы отмечаем зимой? +Новый год |
Дети сидят на стульчиках полукругом |
|
Мотивация детей на предстоящую деятельность |
-Ребята, есть ещё праздник, который отмечают все православные христиане и мы с вами. -Отгадайте загадку: Празднуем великое ныне Торжество, Праздник называется Христово…. (Рождество). |
Ответы детей + Рождество. |
Доброжелательность, организованность, внимание друг к другу. |
2 часть - основная |
Цель: включение детей в деятельность |
||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми |
- Ребятки, а на какое слово похоже слово «рождество»? -Правильно, славянское слово «рождество» и означает – «рождение». -Значит Рождество-это день рожденья? -Чей же это день рожденья? - А кто из вас знает, в каком городе произошло это чудо? |
Ответы детей - + Рождение +Это день рожденья сына Божьего – Иисуса + в этот день родился Иисус Христос – Спаситель мира +(в Вифлееме) |
Предоставление детям возможности активно отвечать |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым |
-Этот чудесный праздник мы отмечаем каждый год. -А как в ваших семьях встречают Рождество? Рождество скоро придет к нам с подарками, светом ярких свечей, с рождественской елкой, весельем, радостью и волшебством. -Скоро произойдет настоящее чудо – родится сын Божий на земле. Рождение любого ребенка – счастливое событие, приносящее радость и надежду родителям малыша и их близким. -Какие чувства вызывает рождение ребёнка? - Родители и другие близкие верят в то, что малыш будет здоровым и счастливым, вырастет достойным человеком. Каждый час и каждую минуту рождаются на земле люди. Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что люди до сих пор им удивляются. (слышится звон колокольчика) -Вы слышите? -Кто-то к нам спешит! (Появляется Ангел) -Ребятки, к нам прилетел Ангелочек. -Он принес нам радостную весть о том, что приближается праздник Рождества Христова! -Ангел принес с собой волшебный сундучок. В нём много интересного. (воспитатель открывает сундучок и достает книжку с детскими рассказами) -Посмотрите, какую книжку принес Ангелочек, в ней рождественские рассказы для детей. -Я хочу прочитать один из этих рассказов, а вы слушайте внимательно. (воспитатель читает рассказ) «Рождественский ангел» Беседа по содержанию прочитанного -Дети, почему женщина просила милостыню? -О ком она молилась в церкви? -Какие чувства вызывает у вас эта женщина? -Кто помог женщине? -За кого приняли бедные дети девочку? -Почему девочка, оставшись без ёлки и подарков, была счастлива? -Одобрила ли поступок девочки её мать? -Что она сказала? Чем вам привлекателен образ девочки? -Чему учит нас этот рассказ? Физкультминутка Прилетели ангелочки- Становились на носочки! Вверх руками потянулись И друг другу улыбнулись. Крылышки расправили- В стороны направили, Наклонились до земли, Словно тяжести несли. Ножками потопали, Ручками похлопали, Поскакали в высоту, Чтобы там поймать звезду. Глубоко вздохнули, Плечи развернули, Повели руками Чуть над головами. А теперь им всем пора Делать добрые дела. -Я надеюсь, что вы тоже будете делать только добрые дела -У Ангелочка для вас в сундучке загадка, попробуй те её отгадать: Родилась она в лесу, Там росла и расцвела. И теперь свою красу К Рождеству нам принесла -Правильно, это ёлка, с тех пор мы не представляем себе Рождество без этой красавицы! -Ёлку мы всегда наряжаем. -А вот чем вы наряжаете ёлку, Ангелочек решил узнать и предлагает поиграть в игру: «Чего на ёлке не бывает?» (воспитатель достаёт из сундучка игру) Я буду читать стихотворение, а вы должны в строчках стихотворения найти слова, не обозначающие украшение ёлки, при этом надо хлопнуть в ладоши: Вот и праздник наступил, Каждый елку нарядил. Кто, ребята, подтвердит – На ветвях ее висит: Звездочка-верхушка? Звонкая хлопушка? Петенька-петрушка? Мягкая подушка? Белые снежинки? Яркие картинки? Шар из паутинки? Старые ботинки? Плитки-шоколадки? Кони и лошадки? Зайчики из ватки? Варежки-перчатки? Красные фонарики? Хлебные сухарики? Яркие флажки? Шапки и платки? Яблоки и шишки? Васькины штанишки? Вкусные конфеты? Свежие газеты?. -Молодцы, ребятки, ни разу не ошиблись и были очень внимательными! -Вы много знаете о Рождестве, и я предлагаю вам создать свою книгу о Рождестве, а Ангел приготовил для вас задания. - Выполнять вы будете задания, объединившись в группы. -Возьмите тихонько стульчики и садитесь за свои столы 2 этап работа в микро группах Воспитатель достает из сундучка задания для детей и раздаёт группам, давая задания. -На эти задания я даю вам несколько минут. 1 группа: «Что за чем» (из набора картинок надо выбрать и последовательно расположить друг за другом картинки с Рождеством и объяснить свой выбор) 2 группа: рассмотреть группу картинок и найти друзей ёлочки, вставить в книжку и объяснить, почему эти изображения друзья ёлочки 3 группа: из набора картинок выбрать только те, на которых изображены символы Рождества, объяснить свой выбор, что обозначают некоторые из них. 4 группа: (из набора поздравительных открыток выбрать те, которые относятся к празднику Рождества, и придумать пожелания к празднику) -Посмотрите, перед вами наша будущая книга и называется она «Моё рождество» -Открываем первую страницу - История рождества. -Открываем следующую страницу – Друзья ёлочки -Ёлка – это символ Рождества -Почему вы выбрали эти картинки? -почему дед мороз – друг ёлочки? -Открываем следующую страницу книги – символы Рождества -Почему ангел – это символ Рождества? Младенец – символ рождества? Свечи – символ Рождества? -Следующая страница нашей книги – открытки. -Почему именно эти открытки вы выбрали? -На Рождество дарят всем поздравительные открытки с пожеланиями. -Что бы вы хотели пожелать на Рождество своим близким? |
Ответы детей. + наряжаем елку, готовим угощение, дарим подарки, поздравляем всех
Ответы детей. +Радость, счастье, любовь. Дети рассматривают игрушку, сундучок, книжку Дети участвуют в беседе по содержанию художественного произведения Ответы детей: +Потому что её семья жили бедно, у них не было денег… +О своих бедных детях. +Маленькая девочка. +За Ангела. +Потому что она видела как радуются бедные дети. Потому что у неё было доброе сердце. +Одобрила. Похвалила девочку за доброту. +У тебя золотое сердечко! Бог тебя наградит! +Любить людей, помогать им всегда, быть добрыми, милосердию, состраданию. (Дети выходят и встают в круг) Выполняют движения по тексту стихотворения Ответы детей +Елка Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши. Дети рассаживаются за парты по группам Дети работают в микро группах У каждой группы детей картинки Дети выполняют задания Дети вместе с воспитателем рассматривают страницы книги Ребёнок выставляет картинки в книгу и объясняет, почему они так выполнили задание Ребёнок выставляет картинки на ёлку Ребёнок выставляет выбранные группой картинки Ребёнок выставляет открытки Ответы детей: + добра, мира, любви, счастья, удачи. |
Поощрение детей к высказываниям. Поощрение к индивидуальным ответам, похвала, подбадривание. Подбадривание робких детей Воспитатель хвалит детей за внимательность. |
3 часть - заключительная |
Цель: подведение итогов, рефлексия |
||
Подведение итогов, деятельности Педагогическая оценка результатов деятельности детей |
-Молодцы, ребятки, посмотрите, какая красочная книга получилась у нас! Мы её создали благодаря знаниям и крепкой дружбе! А пожелания мы запишем в нашу книгу после занятия. Бог подарил нам самый дорогой подарок - Своего Сына. -А что мы можем подарить на день рожденья сына Божьего? Рождество - это значит радость, Рождество - это значит мир, Рождество - это значит надо, всех любить, как Христос учил. |
Ответы детей: +Свою доброту. +Хорошее поведение. +Любовь к близким. Дети читают стихотворение «Рождество» 4 ребенка 1 Под свечами трепещут иголки, Будто пылью светясь золотой, И увенчана славная елка Голубой Вифлеемской Звездой. 2 О, звезда Иисуса! Не гасни! К нам иди за верстою верста: Православное сердце как ясли Ждет Рожденья Младенца Христа. 3 Веселится за окнами вьюга, И, подняв кружевные крыла, Возвещают снежинки друг другу, Что Мария Христа родила, 4 Богоматерь сидит над яслями Средь российских ветров, меж дорог, И мы знаем, что в ночь эту с нами Свет Звезды, Рождество – с нами Бог! |
Отметить, кто был наиболее активным, внимательным, поддержать слабых детей, они тоже старались. Похвалить тех детей, которые не только сами справились с заданием, но и помогли своим товарищам. |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность |
-А ещё, в этот праздничный день принято дарить близким подарки. (Воспитатель достает из сундучка поделки, маленьких ангелочков) -Ангелочек принёс вам маленькие сувенирчики – ангелочков и хотел бы, чтобы, когда наступит Рождество, вы подарили этого ангелочка тому, кого вы любите, чтобы ангелочек помогал и оберегал от бед. -Ребятки, а Ангелочек останется с вами, чтобы всегда помогать вам в трудную минуту! Счастливого всем Рождества! |
Рассматривание книги о Рождестве, которую создали на занятии. Самостоятельная игровая деятельность детей с ангелочками. Придумывание детьми пожеланий для близких на Рождество, чтобы записать в книгу о Рождестве. |
Поддержка игровых действий детей. |