Дата публикации: 03.01.2023
Автор: Карцева Жанна Игоревна,
Педагог дополнительного образования,
Г. Курск
Тему «Изонить как средство развития мелкой моторики рук» я взяла не случайно. Как педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, я вижу актуальность данной проблемы при подготовке дошкольников к письму при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.
Поэтому развитие мелкой моторики, как одного из факторов, влияющих на развитие речи, познавательной, эмоциональной сфер, подготовки руки к письму приобретает всё большую актуальность.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонить.
Цель: формирование у детей навыка работы с нитками, развитие мелкой моторики рук ребенка средством нетрадиционной техники - изонить, внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
- Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике;
- Выявить условия эффективного формирования первичных умений и навыков владения иголкой;
- Обучать детей данной технике, передавать особенности форм и строения предметов, использовать сочетание цветовых оттенков, формировать и закрепить технические умения и навыки;
- Развивать восприятие, внимание, память, обзорное мышление и творческое воображение;
- Воспитывать интерес к изонити, чувство коллективизма и эстетического вкуса, самостоятельность и инициативу, а также желание творить, любоваться и радоваться полученному результату.
Изонить - очень интересная техника, напоминающая вышивание. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью и заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Техника изонить или нитяная графика впервые появилась в Англии в 17 веке. Английские ткачи забивали гвоздики в дощечки и натягивали нить, используя определённый способ переплетения нити. Готовые кружевные работы использовали для украшения своего жилья. Сегодня техника изонить широко популярна во многих странах и используется для создания картин и панно, открыток и закладок, сувениров и подарков.
Для создания работ в этой технике не требуется каких-либо специальных материалов. Для основы работы обычно используют картон или плотную бумагу, особенно красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге и CD-дисках. Работу выполняют нитками разных цветов и оттенков. Для техники изонить подойдут швейные нитки, мулине, ирис, шерстяные.
На первый взгляд техника покажется сложной и запутанной, но это только первые ощущения, первое впечатление. В технике изонить всего две базовые формы — круг и треугольник, освоив которые можно начинать создавать свои небольшие (или большие) шедевры. Нитяная графика доступна для всех, даже для детей.
Почему меня заинтересовала эта техника? Во-первых, использование новых интересных техник изображения в работе с воспитанниками. Во - вторых, работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Развивает математические представления: знакомимся с формами — круг (окружность), угол; развивает пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или середине). В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяет круг знаний; повышает интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление воспитанников об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Изонить привлекает детей своими результатами. Воспитанники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Техника изонить требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, оттачивается точность.
Предлагается использовать такую форму работы, как совместная деятельность. В совместной деятельности дети с удовольствием целенаправленно общаются, помогают друг другу.
При работе материал излагается от простого к более сложному, от теоретических знаний - к практическому применению. Для более одаренных детей имеются задания повышенной сложности.
При формировании первичных умений и навыков овладения воспитанниками старшего дошкольного возраста техникой изонити я использую разнообразные методы обучения.
Использование наглядных методов создаёт четкое представление ребёнка о работе с нитками. Практически они реализуются через применение демонстрации различных упражнений «Повтори за мной», «Сделай как я», а также рассматривание фотографий, рисунков, на которых изображена вышивка.
Словесные методы в работе с детьми должны быть доходчивыми, доступными для их понимания; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.
Практические методы — это методы упражнений, изучения движений в целом и по частям реализуемые в игровой форме.
Структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя три части:
- вводная;
- основная;
- заключительная.
Вводная часть всегда начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей, и знакомство с новым материалом.
В основной части или практической дети выполняют задание.
Заключительная часть очень важна, поскольку идет подведение итогов, организация выставок. Просмотр, любование и анализ детских работ - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во-первых, детям это нравится, во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить и оценить результат своей деятельности.
Развивая творчество, предоставляю им, как можно больше самостоятельности. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Способствуя созданию ребенком выразительности художественного образа, использую музыкальное сопровождение. После окончания работы дети с удовольствием делятся впечатлениями о проделанной работе.
Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.
Об успешности работы в данной технике можно судить по положительной динамике усвоения детьми воспитательно-образовательной программы, по уровню развития мелкой моторики.
Все дети любят рисовать, познакомьте своих детей с техникой рисования нитками.
Благодарю за внимание!
Литература:
1. Аксенова М. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи», журнал «Дошкольное воспитание» №8//90;
2. Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить».-М.: Аст- пресс-книга.
3. Воробьева Д.И. «Гармония развития» - С.-П.: Детство-пресс.
4. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». –С.-П.: Детство- пресс.
5. Запорожец А.В. «Психология детского дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов», М., Просвещение.
6. Леонова О. «Рисуем нитью».-С.-П. Издательский дом Литера.
7. Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев». М.,С.-П. издательство СОВА.
8. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». Эксмо Пресс.
9. Эльконин Д.Б. «Детская психология», М., Просвещение