Дата публикации: 12.01.2023
Автор: Хайдукова Ольга Юрьевна
Рогачевская Елена Сергеевна
Воспитатели
Детский сад 7
ВВЕДЕНИЕ
Формирование нравственных представлений у детей – актуальная проблема современной педагогики. Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми, происходит упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Современный национальный воспитанный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В дошкольном возрасте закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу и выстраивать основания добра. Эта задача решается в процессе духовно-нравственного воспитания. Формирование представлений о добре у детей мы рассматриваем как одно из условий успешной социализации и адаптации в соременном обществе. Ребенок, имеющий представления о добре и зле, понимает, что такое хорошо, что такое плохо, ориентируется в своем поведении на это знание, может оценить поступки сверстников и свои собственные, старается регулировать свое поведение. Добро – это высшая духовная ценность. Это то, что вызывает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, благом, радостью, любовью людей, т. е. становится близким понятию «хорошо». Добро в духовном смысле включает в себя понятие «бескорыстие»: делая другим людям добро, человек не ждет положительной оценки или вознаграждения. Он творит его для собственного удовлетворения. Все это послужило основой для разработки педагогического проекта «Азбука добра», который в средней группе реализуется второй год (после младшей группы).
АННОТАЦИЯ
Идея проекта: Постоянно делать добрые дела – вот смысл жизни человека!
Цель: формирование у детей представлений о добре как высшей нравственной ценности и стремления делать добрые дела.
Задачи:
Образовательные задачи:
– формировать понимание того, что добро должно быть направлено на человека и других живых существ;
– формировать представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
– учить делать нравственный выбор своего поведения;
Развивающие задачи:
– развивать способность детей отличать хорошие поступки от плохих;
– развивать нравственно-патриотические качества и положительные эмоциональные чувства по отношению к Родине: гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать ее культурно-историческое наследие через обращение к героическим страницам ее истории;
– содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок, рассказов, мультфильмов;
– развивать умение видеть, ценить и беречь красоту;
– развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– развивать внимание, память, мышление, воображение; умение отвечать на вопросы воспитателя, связную речь (монологическую и диалогическую);
– побуждать детей к творческому выражению патриотических чувств через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликацию, лепку, конструирование, ручной труд).
Воспитательные задачи:
– воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, потребность радовать близких результатами своего труда;
– воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, уважение к ее защитникам;
– воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа и проведению государственных праздников;
– воспитывать чувство дружбы, сплоченности, умения работать сообща;
– воспитывать терпение, милосердие, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
– воспитывать самостоятельность, целеустремленность, инициативу.
Продукт проекта: фотоотчет и компьютерная презентация по теме «Азбука Добра – наши добрые дела».
Ресурсное обеспечение проекта:
– материальные: подбор художественной литературы и наглядного материала (картинок, иллюстраций, репродукций картин художников, фотографий); выставки детских книг, рисунков, поделок; наборы для художественной творческой деятельности в рисовании, лепке, аппликации, конструировании;
– кадровые: воспитатели;
– информационные: компьютер, презентации, подборки тематических слайдов.
Участники: дети средней группы, возраст детей 4-5 лет. Воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: декабрь 2019 г. – май 2020 г. (6 месяцев).
Интеграция по образовательным областям:
- «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение духовно-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- «Познавательное развитие»: формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации и элементарных представлений о добре и зле; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о социокультурных ценностях и традициях народа.
- «Речевое развитие»: обогащение словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
- «Художественно-эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.;
- «Физическое развитие»: развитие основных движений, крупной и мелкой моторики; повышение двигательной активности; осознание ценности здорового образа жизни, формирование привычек здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
У детей будут:
– сформированы полные, осознанные и устойчивые представления о добре как нравственной ценности;
– сформирована способность отличать добрые поступки от злых и на этой основе самостоятельно делать свой собственный нравственный выбор, что нужно совершать добрые поступки;
– сформировано постоянное желание делать добрые дела для других;
– сформированы социальные формы выражения добрых чувств по отношению к людям, животным, миру природы;
– воспитаны нравственно-патриотические качества и положительные эмоциональные чувства по отношению к Родине;
– воспитаны нравственные качества: терпение, милосердие, доброжелательность, забота о других; умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; потребность радовать близких результатами своего труда.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект реализуется в 4 этапа:
I этап – организационный (1-2 неделя декабря 2019 г.).
I этап – планирование (3-4 неделя декабря 2019 г.).
III этап – реализация проекта (январь – май 2010 г.).
IVэтап – завершение проекта (последняя неделя мая 2010 г.).
На первом этапе – организационном – осуществляется ознакомление с проектом всех его участников – детей, воспитателей, родителей. Воспитатель проводит обсуждение цели и задач проекта с детьми и родителями, создает необходимые условия для реализации проекта, включает мероприятия проекта в перспективное планирование образовательной деятельности, подбирает и разрабатывает методические материалы по проблеме формирования у детей представлений о добре как высшей нравственной ценности и стремления делать добрые дела.
На втором этапе воспитатель совместно с детьми и родителями планирует деятельность по проекту. Здесь используется модель «трех вопросов». Воспитатель составляет план мероприятий по проекту, в котором отражена интеграция содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, изобразительной, социально-коммуникативной, чтение художественной литературы, музыкальной, двигательной и др..
На третьем этапе проект реализуется в средней группе дошкольников при проведении ООД, разных видов детской деятельности и в социальных акциях. Результат: сформированные у детей осознанные представления о добре как высшей нравственной ценности и стремление делать добрые дела.
На четвертом этапе осуществляется организованное завершение проекта в виде фотоотчета и компьютерной презентации, в которой отражены основные мероприятия, проведенные с детьми и родителями и личностные достижения детей по формированию у них представлений о добре.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (III этап)
Срок |
Мероприятие |
Ответственные |
ЯНВАРЬ |
||
1 неделя |
Социальная акция «Наши пушистые друзья (в рамках Дня защиты домашних животных). Проблемная ситуация «Хромой котенок» (Что могло произойти? Чем мы можем помочь?). |
Воспитатели. Родительский комитет группы |
2 неделя |
Социально-коммуникативное развитие. НОД «Дорогою добра». |
Воспитатели. |
3 неделя |
Досуг «Жизнь дана на добрые дела» (по страницам любимых сказок). |
Воспитатели. |
4 неделя |
29 января – День собаки-поводыря. Беседа. Показ слайдов. |
Воспитатели. |
11 января – 19 февраля |
Социальная акция «Поможем пернатым» (в рамках Всемирного дня заповедников – 11 января и Дня орнитолога – 19 февраля). 6 недель |
Воспитатели. Родительский комитет группы |
ФЕВРАЛЬ |
||
1 неделя |
Социальная акция «Зеленая елочка – живая иголочка». |
Воспитатели. Родительский комитет. |
2 неделя |
Неделя Добрых дел (по особому плану). |
|
3 неделя |
Познавательное развитие. НОД «Жизнь дана на добрые дела». |
Воспитатели. |
4 неделя |
Просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога». Беседа по содержанию. Развлечение «День Добра». |
Воспитатели. |
МАРТ |
||
1 неделя |
Мамин день. Праздничный концерт «Улыбка моей мамы». |
Воспитатели. |
2 неделя |
Речевое развитие. НОД «Чем больше в мире доброты, Тем счастливей я и ты». |
Воспитатели. |
3 неделя |
Социальная акция «Посади дерево и сохрани его (в рамках Всемирного Дня посадки леса)». 21 марта |
Воспитатели. Родительский комитет. |
4 неделя |
Досуг «День дружбы, добра и вежливости». |
Воспитатели. |
АПРЕЛЬ |
||
1 неделя |
Художественно-эстетическое развитие: НОД рисование «Добрые дела». |
Воспитатели. |
2 неделя |
НОД Лепка плоскостная с элементами декора «Доброе сердце». |
Воспитатели. |
3 неделя |
НОД Аппликация «Большое доброе сердце» (коллективная, объемная, из колечек бумаги). Выставка-конкурс «Доброе сердце» (рисунки, поделки и др. сердечек). |
Воспитатели. |
4 неделя |
Экологический десант «Детский сад – цветущий сад» (в рамках Международного Дня Земли – 22 апреля). |
Воспитатели. Родительский комитет. |
МАЙ |
||
1 неделя |
Социальная акция «Мы помним и гордимся». Русские народные игры «Ходит барин по хороводику, ищет барин себе девицу», «Заря- заряница», «Салки». |
Воспитатели. |
2 неделя |
Досуг Праздник «День великой Победы» (к 75-летию Дня Победы, 9 Мая). |
Воспитатели. Родительский комитет. |
3 неделя |
Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», настроение», «Скажи другу доброе слово». |
Воспитатели. |
4 неделя |
Музыкальное развлечения «В гостях у улыбки и смеха». |
Воспитатели. Музыкальный работник. Родители. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Принцип интеграции реализуется в НОД:
- Социально-коммуникативное развитие. НОД «Дорогою добра».
- Познавательное развитие. НОД «Жизнь дана на добрые дела».
- Речевое развитие. НОД «Чем больше в мире доброты, Тем счастливей я и ты».
- Художественно-эстетическое развитие: НОД рисование «Добрые дела». НОД Лепка плоскостная с элементами декора «Доброе сердце». НОД Аппликация «Большое доброе сердце» (коллективная, объемная, из колечек бумаги).
Социальные акции.
Принципы их проведения:
1. Принцип осмысленности, который означает, что дети и родители хорошо понимают, что именно и зачем они делают. Для осуществления этого принципа перед каждой социальной акцией с детьми и родителями воспитатели проводят беседы, в которых рассказывают о целях и задачах каждой акции, отвечают на вопросы детей и родителей.
2. Принцип безопасности, означающий, что дети овладевают такими умениями нравственного поведения и навыками природоохранной деятельности, которые не приносят вреда их здоровью и жизни (например, дошкольникам нельзя собирать окурки, битое стекло и т.п.).
3. Принцип системности, означающий последовательность и взаимосвязь всех проводимых в детском саду социальных акций, так как одноразовой акцией невозможно достичь поставленной цели и решить все задачи.
4. Принцип гласности, согласно которому мероприятия, которые проводятся в рамках определенной социальной акции, продукты детской деятельности, изготовленные в ходе ее проведения, обязательно представляются широкому кругу общественности – детям других групп детского сада, родителям, социальным партнерам, работникам образовательных и культурных организаций (детским садам, школам, библиотекам, музеям и т.д.), потому что дошкольникам важно знать, что их идеи и результаты работы увидены и одобрены окружающими. Продуктами детской деятельности в этом случае являются плакаты, выставки детских рисунков, фотовыставки, компьютерные презентации, правила поведения в природе, оформленные виде памяток и брошюр и др. Они красочно оформляются и вывешиваются в помещениях детского сада, библиотеки, музея (по договоренности с ее работниками), подъездах домов, в которых проживают дети и т.д.. Эти демонстрации и выставки детских работ получают отзыв окружающих, которые могут высказать его устно или оставить запись в книге отзывов, которая находится у воспитателей.
Социальная акция «Наши пушистые друзья (в рамках Дня защиты домашних животных).
Среднесрочная – 3 дня.
Задачи:
1. Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам.
2. Мотивировать детей на заботливое и ответственное обращение с домашними животными.
3. Сформировать навыки ухода за домашними животными.
Содержание и методы работы с детьми:
1. Беседа «История Международного возникновения и особенности проведения Дня домашних животных».
2. Чтение энциклопедии «Эти удивительные домашние животные» с показом картинок.
3. Беседа «Какие животные живут у меня дома и как правильно за ними ухаживать».
4. Фотовыставка «Я и мой домашний питомец».
Социальная акция «Поможем пернатым» (в рамках Всемирного дня заповедников – 11 января и Дня орнитолога – 19 февраля).
Долгосрочная – 6 недель.
Задачи:
1. Сформировать заботливое отношение к птицам – перелетным, зимующим.
2. Мотивировать детей на заботливое и ответственное отношение к пернатым.
3. Сформировать навыки наблюдения за птицами, изготовления кормушек для птиц и их подкормки.
Содержание и методы работы с детьми:
1. Беседа «Эти удивительные птицы».
2. Беседа «Что мы знаем о зимующих и перелетных птицах».
3. Беседа «Как живут наши пернатые друзья».
4. Чтение стихотворений и рассказов о перелетных птицах.
5. Цикл наблюдений за птицами, прилетающими к кормушкам, и занесение сведений в календарь наблюдений.
5. Изготовление книжек-самоделок о зимующих птицах нашего края.
6. Подбор пословиц о птицах.
7. Оформление групповой «Птичьей книги».
8. Выпуск экологической газеты « Покормите птиц зимой».
9. Подготовка и изготовление емкостей для хранения разного вида корма для птиц.
10. Изготовление и развешивание кормушек.
11. Ежедневная подкормка птиц на участке.
Социальная акция «Зеленая елочка – живая иголочка».
Среднесрочная – 5 дней.
Задачи:
1. Сформировать ценностное отношение к лесу, деревьям и кустарникам.
2. Развивать желание сохранять природу, рационально использовать ее богатство.
3. Мотивировать детей и родителей на использование искусственных елок для новогоднего праздника.
4. Воспитывать умение видеть и восхищаться красотой хвойных деревьев, чувство сопереживания всему живому.
5. Развить практические навыки окучивания деревьев снегом.
Содержание и методы работы с детьми:
1. Беседа «Ель – красавица русских лесов».
2. Беседа «Какую пользу приносят хвойные деревья».
3. Чтение и обсуждение художественной литературы: «Сказка о елочке, которую не срубили» А. Сожан, «Лесная красавица» Т. Волгиной.
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Сосновый бор»; И. Грабаря «Зимний пейзаж».
5. Просмотр мультимедийных презентаций: «Ель», «С кем дружит ель», «Новогодняя ель», «Сказка о Рождественской елочке».
6. Изготовление и развешивание в помещениях детского сада и подъездах домов плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов».
7. Проведение цикла наблюдений за елью (на участке детского сада).
8. Дидактические игры: «Для кого елка – дом родной?», «Логическая елка», «Найди сходство и отличие», «Собери елочку» (пазлы).
9. Эксперимент «Нужен ли растениям снег?».
10. Окучивание деревьев снегом на территории детского сада и дворах домов.
Социальная акция «Посади дерево и сохрани его» (в рамках Всемирного Дня посадки леса).
Краткосрочная – 1 день. 21 марта.
Задачи:
1. Сформировать положительное отношение к лесу как природному богатству.
2. Мотивировать детей на высадку деревьев (доброе дело).
3. Сформировать навыки посадки деревьев и кустарников, ухода за ними.
Содержание и методы работы с детьми:
1. Беседа «История возникновения Всемирного Дня посадки леса».
2. Экскурсия-путешествие на тему «Лес – наше богатство».
3.Высадка деревьев и кустарников на территории детского сада.
4. Труд в Уголке природы: уход за комнатными растениями.
Социальная акция «Экологический десант «Детский сад – цветущий сад» (в рамках Международного Дня Земли – 22 апреля).
Краткосрочная – 3 дня.
Задачи:
1. Сформировать ценностное отношение к природе, понимание того, что растения украшают жизнь человека и очень полезны для его здоровья.
2. Мотивировать детей на бережное отношение к природе и совершение добрых дел для всех окружающих.
Содержание и методы работы с детьми:
1. Беседа «Детский сад – наш общий дом»
2. Целевая прогулка и беседа «Участок детского сада – наш дом».
3. Трудовая деятельность на экологической тропе: на огороде, цветнике, по уборке территории детского сада (субботник).
4. Изготовление плакатов «Что наносит вред природе» и составление рассказов по ним. Выставка этих плакатов.
5. Моделирование (конструирование) на тему «Детский сад моей мечты».
Социальная акция «Мы помним и гордимся».
Среднесрочная – 3 дня.
Задачи:
1. Формировать представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
2. Развивать нравственно-патриотические качества и положительные эмоциональные чувства по отношению к Родине: гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать ее культурно-историческое наследие через обращение к героическим страницам ее истории.
3. Побуждать детей к творческому выражению патриотических чувств через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликацию, лепку, конструирование, ручной труд).
4. Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, уважение к ее защитникам.
Содержание и методы работы с детьми: изготовление детьми и родителями и развешивание плакатов и поздравительных открыток, изготовленных детьми) в подъездах и информационных стендах домов, магазинов.
Развлечения, досуги и праздники всегда занимали особое место в системе нравственного, художественно-эстетического воспитания и организации досуга детей дошкольного возраста. Главная задача этих форм – создание условий для успешной социализации, социального партнерства детей и взрослых. Они сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют ребенку ощутить эмоциональный подъём и одновременно являются своеобразной формой духовного самовыражения и самообогащения самого ребенка. В рамках проекта проводятся:
Развлечение «День Добра».
Досуг «День дружбы, добра и вежливости».
Досуг Праздник «День великой Победы» (к 75-летию Дня Победы, 9 Мая).
Музыкальное развлечения «В гостях у улыбки и смеха».
Во вторую неделю февраля проводится Неделя добрых дел. Каждое утро – ритуал: групповой сбор - совместное планирование дел, обсуждение «Что доброго мы сделали вчера и можем сделать сегодня?» Внесение записей в ЭКРАН ДОБРЫХ ДЕЛ.
Гимн недели: «Песенка кота Леопольда «Если добрый ты».
Понедельник – День улыбок и хорошего настроения «Добро творить – себя веселить!».
Вторник – День вежливости «Доброе слово лечит, а злое калечит».
Среда – Беседы «Добрые слова улучшают настроение».
Четверг – Живем душа в душу.
Пятница – Мини-концерт «Подарим друг другу улыбки и хорошее настроение».
Используются следующие методы и приемы работы с детьми:
Словесные методы: беседы по содержанию рассказов, сказок, стихотворений и выяснение основной их идеи с позиций добра и зла.
Наглядные методы: просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога». Беседа по содержанию.
Игровые методы:
- дидактические игры «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», настроение», «Скажи другу доброе слово»;
- русские народные игры «Ходит барин по хороводику, ищет барин себе девицу», «Заря- заряница», «Салки».
Проблемные методы: Проблемная ситуация «Хромой котенок» (Что могло произойти? Чем мы можем помочь?).
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
- оформление «Стены Добрых сердец» (за каждое доброе дело в течение недели Ангел добрых дел дарит детям сердечко-наклейку; тут же оформляется выставка работ совместного творчества «Доброе сердце»);
- в книжном уголке художественная литература, русские народные сказки о добре и зле;
- к 28.04 оформление группового помещения в розовых цветах (шарики, ленты, сердечки, бантики);
- сбор методического материала, стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне, к 75-летию Победы;
- подборка детской литературы: стихотворений, рассказов о Великой отечественной войне;
- подготовка демонстрационного материала: документальные фильмы, иллюстрации, презентации;
- к 9 мая оформление группового помещения выставку военной техники.
Итог: фотоотчет (газета) и компьютерная презентация по теме «Азбука Добра – наши добрые дела».
Работа с родителями:
Родительские собрания (установочное – установка на участие в проекте; итоговое – подведение итогов совместной работы).
Консультация для родителей по темам «Как воспитать добрые чувств а у ребенка», «Государственные праздники в детском саду и дома: культура их проведения»,
Создание в группах Уголков:
- «Никто не забыт и нечто не забыто»
- «Слава героям-землякам!»
- «9 мая день Победы»
- «Атрибуты праздника Победы».
Подборки слайдов:
- «Великая Отечественная война»
- «Города-герои» и т.д.
Организация фотовыставки «Дети – Герои Войны».
Тематический информационный стенд на тему «Совершаем добрые дела вместе с ребенком».
Совместное участие в социальных акциях (по плану проекта).
Список литературы
- Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева,
Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2. – 39 с. - Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 296 с.
- Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /
Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2011. – 256 с. - Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду / О.Н. Баранникова. – М.: Аркти, 2010. – 203с.
- Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е.Н. Воронова. – М.: Гардарики, 2012. – 153 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015г. № 1493 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/media/files/
- Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 154 с.
- Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2014. – 200 с.
- Подольская О.А., Абрамов Н.Н. Актуальность проблемы формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. С. 34-38.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html