Дата публикации: 12.01.2023
Автор: Кузменко Екатерина Олеговна,
Демина Ольга Сергеевна,
Воспитатели,
г.Киселёвск МБДОУ детский сад №7
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых - обучении.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр - развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих [1, с. 175]
В развитии речи дидактические игры являются не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждая игра формирует выразительность детской речи, вырабатывает правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. Именно в процессе игр дети знакомятся с их текстами, запоминают слова, активизируется речь. Связывая слово с действием, образом, он проникается «гармонией родного слова», о чем говорил В. Г. Белинский. В процессе игр нужно обращать внимание на грамотную активизацию, обогащение речи ребенка. Во время прогулок, при ознакомлении с окружающим, во время праздников и развлечений и т.д. сделать игру обычным явлением в жизни детского сада, привлечь к этому детей.
Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Н. К. Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение. «Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - утверждала Н. К. Крупская.
Дидактические игры с правилами с первых лет работы советских детских садов заняли должное место среди методов воспитания и обучения детей. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные - настойчивость, целеустремлённость, честность, отзывчивость, скромность так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость.
Одним из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Игры можно использовать во время образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей. Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Последовательность использования игр, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.
В развитии речи неоценима роль дидактической игры: пополняется словарный запас, активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
Система работы по развитию речи дошкольников включает разнообразные формы работы: непрерывную образовательную деятельность по развитию речи, ежедневное чтение, рассматривание детьми книг, свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанного, речевые игры.
Таким образом, дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игра на протяжении многих веков была важным источником воспитания речи детей. Именно дидактические игры, в процессе которых идет активная речевая деятельность, общение являются одним из важных средств развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.