0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 16.01.2023

Автор: Захарова Яна Артуровна
Инструктор по физической культуре
МАДОУ детский сад №31 «Родничок»
г.Павлово Нижегородской области

Проект «Футбол в детском саду»

Актуальность

Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол, как среди взрослых, так и среди детей. Известно, что наши футболисты зачастую уступают в технической и тактической подготовке зарубежным игрокам. Одной из причин этого является более раннее обучение детей игре в футбол в зарубежных странах, начиная с 6 лет.

В настоящее время в нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями футболом незначителен. Специалисты в области физической культуры и спорта указывают на положительное влияние игровых видов спорта на психофизическое развитие дошкольников и на необходимость разработки специальных программ, в том числе и по футболу, в основе которых должны лежать закономерности игры, учет онтогенетических особенностей развития ребенка и опыт работы детских тренеров.

Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т. д. В футболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от занимающихся высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, организм которых обладает большим потенциалом для формирования различных видов двигательных действий, характеризуется интенсивным развитием.

Несмотря на педагогическую ценность элементов спортивных игр, в имеющихся программах для ДОУ по физическому воспитанию обучению элементам игры в футбол не уделяется должного внимания. Проблема заключается в необходимости разработки научного и методического обеспечения занятий футболом с детьми дошкольного возраста. Одним из аспектов решения данной проблемы в нашем дошкольном учреждении является внедрение проекта по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол.

 

Краткая аннотация работы: Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол, как среди взрослых, так и среди детей. В настоящее время в нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями футболом незначителен. Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. В проекте представлена планомерная работа по обучению воспитанников элементам спортивной игры футбол, историей его возникновения. Особенности выполнения ударов по мячу и ведению мяча. Как одно из условий эффективного обучения элементам игры представлено взаимодействие и сотрудничество инструктора по физической культуре с социумом и семьей.

 

Ключевые понятия: воспитанники старшего дошкольного возраста, элементы игры в футбол, двигательные действия с мячом.

Образовательная область: физическое развитие

Вид проекта: спортивно-оздоровительный, познавательный

Продолжительность: 9 месяцев

Начало проекта: с 03.09.2021г.

Окончание проекта: 01.06.2022г.

Участники проекта: воспитанники подготовительных групп, воспитатели, медицинская сестра, родители, инструктор по физической культуре

Что может быть важнее здоровья?

Ничего! Движение – это здоровье, это – жизнь!

Цель проекта:

Обучить воспитанников элементам спортивной игры футбол. Развивать двигательную активность, как источник здоровья детей через спортивную игру футбол.

Задачи:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста многообразные действия с мячом.

2. Развивать у дошкольников точность, координацию движений, быстроту реакций, силу, глазомер.

3. Обучать воспитанников правильной технике выполнения элементов спортивной игры футбол (удар, передача, ведение).

4. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к спортивным играм.

5. Обогащать мировоззрение детей через различные формы образовательной деятельности.

6. Воспитывать у детей морально-волевые качества.

7. Вовлекать родителей в совместную деятельность через оптимизацию различных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинский работник, родители воспитанников.

Идея проекта:

Обучить воспитанников элементам игры в футбол.

Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников элементам спортивных игр приводит к тому, что у детей старшего дошкольного возраста формируется стойкий интерес к занятиям футболом, что позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важный фактор воспитательного, педагогического воздействия.

Планирование стратегии проекта:

1. Изучить теоретические основы по теме проекта.

2. Включить в сетку непосредственно образовательной деятельности факультативные часы.

3. В процессе совместной деятельности формировать у воспитанников такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность, потребность в двигательной активности.

4. Организовать экскурсию в физкультурно-оздоровительный комплекс на детскую тренировку по футболу.

5. Провести футбольный матч (по упрощенным правилам) среди мальчиков старшего дошкольного возраста.

Основные направления реализации проекта:

  • факультативные занятия;
  • беседы;
  • экскурсия в физкультурно-оздоровительный комплекс;
  • мастер-класс для воспитанников от тренера по футболу физкультурно-оздоровительного комплекса;
  • проведение футбольного матча среди воспитанников;
  • оснащение предметно-развивающей среды.

Предварительная работа:

  • беседы о спортивной игре футбол;
  • Дидактическая игра «Футбол»;
  • рисование по теме «Игра в футбол»;
  • консультация для родителей: «В какой спорт отдать ребёнка?»;
  • подбор научно-методической литературы.

Методические источники:

1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М. : Просвещение, 1992. – 159с.

2. Вайн Х. Как научиться играть в футбол: школа технического мастерства для молодых / Пер. с итал. - М. : Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2004. - 244с. - (Первый шаг).

3. Кузнецов А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8-10 лет) - М. : Олимпия; Человек, 2007. - 112с.

4.  Дошкольное воспитание № 6 – 2005г. Л. Волошина, Г. Тиунова «Играем в футбол», стр. 46-52.

5.  Дошкольное воспитание № 6 – 2010г. Б. Куланин «Дошкольники и спортивные игры», стр. 60-62.

Ожидаемый результат:

1. Овладение теоретическими и практическими знаниями воспитанников элементами спортивной игры футбол.

2. Повышение двигательной активности, формирование таких качеств, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность.

Тематическое планирование по этапам

1 этап (исследование проблемы)

Анализ диагностического обследования по уровню овладения детьми двигательных действий с мячом.

Создание основы для реализации проекта:

- определение проблемы;

- изучение научной и методической литературы.

Опрос среди воспитанников «Что я знаю о футболе».

Рисование по теме «Игра в футбол».

2 этап (подготовительный)

Сбор материалов для тематического планирования.

Создание презентации «Спортивная игра футбол».

Разработка конспектов факультативных занятий.

Приобретение мячей.

Изготовление пособий (сетка для ворот, разметка футбольного поля, форма для игроков, консультация для родителей:

«В какой спорт отдать ребёнка?»

3 этап включает презентацию, мастер класс, темы по обучению элементам спортивной игры

 Презентация. Тема: Знакомство со спортивной игрой футбол (презентация).

Дать представления о спортивной игре футбол, истории ее возникновения. Познакомить с правилами игры, игровым полем, его разметкой.

Формировать желание играть в футбол.

Тема: Технические действия с мячом.

Учить простейшим техническим действиям с мячом (удар, передача, ведение). Развивать ловкость, быстроту, координацию, выносливость.

Тема: Технические действия с мячом

Продолжать знакомить с игрой футбол.

Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом (удар, передача, ведение, индивидуальную тактику.

 Тема: Правила игры в футбол.

Продолжать знакомить с правилами игры в футбол, игровым полем, разметкой, с действиями защитника и нападающего.

Закрепить технику действий с мячом (удар, ведение, остановка, учить выполнять эти действия во взаимодействии с другими игроками. Развивать ловкость, быстроту, точность, расторопность. Формировать интерес к футболу и желание играть в него.

Тема: Правила игры в футбол.

Закрепить знание правил игры. Продолжать учить тактике защиты и нападения. Совершенствовать технику владения мячом во взаимодействии с другими игроками. Учить ориентироваться на игровом пространстве. Формировать желание играть в футбол самостоятельно.

Рисование по теме: «Спортивная игра в футбол».

 Подведение итогов

Спортивный матч по футболу среди мальчиков старшего дошкольного

возраста в условиях детского сада.

Выставка рисунков и коллажей

856234523452345

Приложения

Конспект физкультурного занятия с детьми старшей группы на тему «Юные футболисты»

Цель: Познакомить со спортивной игрой – футбол.

Задачи: Развивать ловкость и координационные качества: чувства равновесия и совершенствование вестибулярного аппарата, перестроение переключение движений

Виды детской деятельности и формы работы с детьми:

Игровая - П/и «Подвижная цель» / дети должны попасть мяч ногой в водящего/.

Двигательная - Спортивные упражнения: передача мяча внутренней стороной стопы, остановка подошвой, удары по мячу внутренней стороной стопы и серединой подъёма.

Место проведения: спортивный зал.

Количество детей: 16

Оборудование:

  • обручи по числу детей
  • скакалка
  • ворота (дуги 3-4 шт)
  • 2 куба

Ход занятия.

Беседа.

Инструктор: Ребята, сегодня мы познакомимся с игрой, а какой, вы сейчас узнаете сами.

Знаю я секрет один есть волшебный витамин

Не едят его, не пьют, а кидают и бросают,

И ногами сильно бьют.

Что же это за витамин? В какой игре его бьют ногами? Правильно – это футбол. 10 – декабря – всемирный день футбола. Футбол - самая древня игра. Название этой игры происходит от 2 английских слов «Фут»- ступня и «бол» - мяч, т. е. в этой игре по мячу бьют ступней.

Футбол - это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Как заметил лучший футболист современности, бразилец Пеле, «футбол - это трудная игра, ведь в нее играют ногами, а думать надо головой». Футбол - это искусство, пожалуй, ни один вид спорта не может с ним сравниться по популярности. Вряд ли можно найти игру, у которой было бы больше поклонников, чем у футбола. Футбол является, наверное, самым популярным из всех видов спорта. Футбол любят и играют во всех странах мира. В футбол можно играть в любое время года. Футбол любят не только мальчики, но и девочки. Сейчас во многих городах появляются женские футбольные команды.

Ребята, а какие футбольные команды вы знаете? («Спартак», «Динамо», «Локомотив», «ЦСКА», «Торпеда» - Москва; «Рубин» - Казань; «Зенит» - Санкт - Петербург). Кто из наших футболистов известен всему миру? Да, это наш вратарь Лев Яшин – лучший вратарь советского и мирового футбола. В наше время самые известные Российские футболисты: Андрей Аршавин – капитан сборной России, Роман Павлюченко - российский нападающий

Но чтобы играть в эту игру еще многому научиться и поупражняться. Вот сейчас этим мы и займемся.

Ходьба: друг за другом, широким шагом,

Бег: с закидыванием ног назад, с высоким подниманием бедра, скрестным шагом, спиной вперед, семенящий, обороты в беге-бежать вперед одновременно крутясь, «змейкой»

Ходьба по кругу на втором кругу дети берут из корзины по мячу.

2. ОРУ с мячами (построение в 2 колонны)

  • И. П. ноги слегка расставить, руки с мячом вверху.
  • И. п. то же. Наклон вперед, коснуться мячом левой ноги
  • И. п. пятки вместе, носки врозь. Приседания.
  • Поставить ступню на мяч, катать его не упуская, вперед- назад. Поменять ногу
  • Прыжки через мяч
  • Упражнение «Вокруг света». Ведение мяча правой и левой ногой в разных направлениях.

3. Упражнения в парах

  • сначала обходят друг друга, а потом пасуют
  • «пас» передают мяч друг другу
  • «забей в ворота»

4 Эстафеты:

2 команды «Спартак» и «Динамо»

  • «ловкие ребята»- покрутился - ведение мяча между обручами
  • «обратный поезд» (бег прямо и спиной)
  • Кувырок на мате - удар мячом в ворота

5 П/и «Подвижная цель» / дети должны попасть мяч ногой в водящего/

6 Массаж ног


 

№2 Конспект учебно-тренировочного занятия по футболу «Мы - юные футболисты»

Цель: Популяризация игры в футбол.

Задачи:

- Расширять знания детей о футболе как виде спорта и игре.

- Формировать навыки самых разнообразных действий с мячом в процессе подвижных игр, эстафет (умения обводить мяч ногой вокруг предметов; техники удара по мячу внутренней стороной стопы; отбивания мяча ногой в цель; передачи мяча ногой друг другу; координационные способности).

- Создавать благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей, преодолевать эгоистические побуждения, воспитывать выдержку.

Оборудование: мячи по количеству детей, кегли,

Виды детской деятельности и формы работы с детьми:

Игровая Игра «Вокруг света».

Эстафеты: 1. Попади в цель

, 2. «Ты мне, я тебе»,

 3. «Вратарь и нападающие».

Двигательные игровые упражнения:

«Футболист и ловишка», вести мяч, увертываясь и убегая от нападающего, стараясь сохранить свой мяч.

«Морские волны», прокатывание мяча от одной ноги к другой на месте и в движении.

Место проведения: спортивный зал.

Количество детей: 16-18

Материал и оборудование: футбольные мячи по количеству детей, фишки, корзина, свисток, гимнастические палки, гимнастическая скамейка.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы поговорим об одной очень увлекательной игре. Какой? Попробуйте отгадать.

Название этой игры происходит от двух английских слов: фут – ступня и бол – мяч. Футбол — самая древня игра, где и когда она появилась трудно сказать, но первые игры напоминали борьбу воинов, которые хотели проникнуть на территорию противника. Победителем становилась та команда, которая большее забивала мяч за определенную черту. В таких играх участвовало по нескольку сот человек.

За многие годы правила игры не очень изменились: играют две команды, мяча можно касаться только ногой или головой, но ни в коем случае не рукой. Один только вратарь, который защищает ворота, может ловить мяч руками. Футбол любят не только мальчики, но и девочки. Сейчас во многих городах появляются женские футбольные команды.

Ребята, названия каких футбольных команд вы знаете?

Дети: «Спартак», «Динамо», «Локомотив», «ЦСКА», «Торпеда» — Москва; «Рубин» — Казань; «Зенит» — Санкт – Петербург.

Инструктор: В какое время года можно играть в футбол?

Дети: В любое время года.

Инструктор: Что необходимо для игры в футбол?

Дети: Ворота, мяч.

Инструктор: Футбол — это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Поэтому футболисты должны быть сильными, ловкими, выносливыми. Свой день они начинают с разминки, вот и мы сегодня начнем наше занятие с массажа. Дети берут в руки мячики – Су Джок

Голова, глаза, два века

Нос и губы, уши вот!

Покатай ты сверху, снизу,

Чтоб помог наш мяч Су Джок. (Водят по лицу)

(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Посмотрите на ладошку –

Как зелененький лужок!

Побежим по ней мы быстро

На футбольный наш урок

(Водят массажным шариком по ладошке)

Инструктор: Ребята, а вы любите играть в футбол? А за что вам нравится эта игра? (дети читают стихотворение)

Я люблю играть в футбол.

Тут нужна сноровка.

Не забьешь с налета гол

Ты без тренировки.

Я мячом легко владею.

Пяткой бью и головой,

А еще ногой умею

Пасануть разок-другой.

Я встаю с утра пораньше,

И иду скорей во двор.

Разбегаюсь я подальше,

Забиваю Гришке гол!

Он сегодня на воротах.

Проучу его сейчас.

Отомстить ему охота-

Проиграл я прошлый раз.

В дверь «влетает» мяч.

Инструктор: А вот и футбольный мяч. А как вы думаете, зачем он к нам прикатился?

Многие мечтают стать футболистами, и сегодня я приглашаю вас на тренировку.

Звучит футбольный марш.

Дети забегают в зал, берут мячи, строятся в шеренгу. Расчет по порядку. Повороты. Ходьба обычная, на носках, на пятках, ходьба с отбиванием мяча об пол, бег. Обычная ходьба.

Разминка – игровые упражнения с элементами футбола.

Прокатывание мяча стопой с остановкой по сигналу.

Игровое упражнение «Морские волны» прокатывание мяча от одной ноги к другой на месте и в движении.

Ведение мяча ногой «змейкой».

Игра «Вокруг света». Дети берут обручи, кладут их на пол. Ведут мяч вокруг обруча правой и левой ногой в разных направлениях. Направление меняется по свистку педагога.

Игровое упражнение «Футболист и ловишка». По сигналу футболисты начинают вести мяч, увертываясь и убегая от ловишки, стараясь сохранить свой мяч. Ловишка старается увести мяч у игроков ногой. У кого он уведет мяч, тот становится ловишкой.

Инструктор: Сейчас мы проведем соревнования между двумя футбольными командами: командой «Динамо» и «Спартак».

Дети делятся на две команды «Динамо» и «Спартак».

1. Попади в цель. На линию ставят 10 кеглей. Игроки команды «Динамо» по очереди ударом ноги по мячу пытаются сбить кегли. Победитель получает очко. Затем упражнение выполняет вторая команда.

Свисток дает игры начало,

И вся команда побежала,

Сейчас забьем голов мы пять,

В футболе любим побеждать!

2. «Ты мне, я тебе». Игроки команд становятся друг напротив друга. По сигналу отбивают ногой мяч через среднюю линию. По сигналу игра останавливается, подсчитываются мячи, находящиеся на стороне противника. У кого меньше мячей, та команда получает очко.

Любим мы в футбол играть,

Голы мы любим забивать!

А вратарь, ты не зевай,

И голы не пропускай!

3. «Вратарь и нападающие». Вратарь команды «Спартак» становится в ворота. Игроки команды «Динамо» выстраиваются на линии старта. По сигналу игроки забивают по одному мячу в ворота. Вратарь старается отбить. Чья команда больше забила мячей в ворота, та получает очко.

Подводятся итоги игры.

Дети кладут мячи на место и принимают удобное положение, лёжа на полу. Глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, каждый думает о чём-нибудь хорошем. После окончания музыки дети открывают глаза, затем делятся своими впечатлениями.

Подводится итог занятия. (Доска самооценки. Фишки-мячи)

№3 Конспект физкультурного занятия с родителями «Веселый мяч» - ФУТБОЛ

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на игру в Футбол, создать радостное и веселое настроение, учить детей элементам игры футбол.

Задачи:

- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;

- овладение спортивной техникой, воспитание волевых качеств;

- приобретение практических навыков и теоретических знаний в футболе;

- воспитание интереса и любви к футболу;

- взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями и преподавателями физического воспитания детских садов и школ для активного привлечения детей к занятиям футболом.

Виды детской деятельности и формы работы с детьми:

Игровая П/игра: «Точно в цель»

Двигательная Спортивные упражнения: передача мяча внутренней стороной стопы, остановка подошвой, удары по мячу внутренней стороной стопы и серединой подъёма.

Место проведения: спортивный зал.

Количество детей: 16-18

Оборудование: 2 футбольных мяча, 4 конуса, мячи для общеразвивающих упражнений по количеству детей и родителей.

И. : Ребята, к нам в гости пришел «Веселый мяч» не просто так. Он вас познакомит с видом спора, где в него играют, и решил с вами поиграть. Ребята, а вы знаете, что ни будь про этот мячик.

Дети: нет!

И. : Этот мячик не простой. В него играют футбол. Футбол это вид спорта, этот вид спорта принимает участие в летних Олимпийских играх. Есть олимпиада летняя и зимняя. К зимней олимпиаде относятся хоккей, фигурное катание, лыжи и т. д. А летней олимпиаде легкая атлетика, бег, прыжки, футбол, волейбол и т. д. Вот мы с вами сегодня познакомимся и поиграем в футбол. Но для этого нужно размяться.

Дети и родители становятся в колонну по одному, делают разминку (ходьба и бег) и гимнастику.

ОРУ с мячом

1. И. п. о. с. руки с мячом внизу. В. поднять руки вверх, посмотреть на мяч, вернуться и. п. (6 раз)

2. И. п. ноги шире плеч мяч в руках. В. наклон вперёд коснуться пола, вернуться и. п. (6 раз)

3. И. п. пятки вместе носки врозь, мяч в руках

В. присесть, положить мяч на пол встать, развести руки в стороны, присесть взять мяч показать. (6 раз)

4. И. п. ноги шире плеч, наклон в перед мячом коснуться пола и прокатить мяч вокруг ног (рисуя восьмерку).

9. И. п. мяч между ног. В. прыжки на месте (5раз, вокруг себя не выпуская мяч (5раз, выбрасывая ногу Вперёд (5раз).

И. : ребята сейчас мы с вами размялись, теперь можем и поиграть вмести с родителями.

Подвижные игры и упражнения с мячом (элементы футбола)

1. Одни ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

2. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает (тоже ногой).

3. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

Точно в цель.

Дети и родители делятся на 2 команды. Ворота ставят на противоположной стороне игроков. Игрок ударом по мячу ногой, старается попасть в ворота. И так продолжается пока команда вся не ударит мячом по воротам.

Эстафеты «Бег с мячом»

На площадке обозначается линия старта, за которой команды по 6-8 игроков строятся в колонны. Первые номера каждой команды имеют по мячу. Перед каждой командой на расстоянии 2, 5 м - 3 м один от другого устанавливают 4-5 конуса. По сигналу первые номера устремляются вперед, обводя "змейкой" конусы, и таким же образом возвращаются назад. На линии старт - финиш игрок останавливает мяч и передает его следующему участнику и т. д. Побеждает команда, быстрее закончившая игру.

Пингвины с мячом.

В игре участвуют две команды, которые выстраиваются в колонны за линией старта. В 5 - 8 м от детей - флажки. По сигналу первые номера каждой команды, зажав между коленями мяч, устремляются к флажку (дети переваливаются с ноги на ногу, словно пингвины). Добежав до флажка, они ударом ноги направляют мяч через площадку вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Игра заканчивается, когда все "пингвины" выполнят перебежки и мяч снова окажется у первого номера колонны. Если ребенок потеряет мяч во время бега, нужно взять его и продолжать игру.