0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 16.01.2023

Автор: Лукманова Гульнара Мадарисовна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 47»,
Свердловская обл., ГО Верхняя Тура

Сегодня в педагогике вопрос становления познавательных интересов дошкольников представляет собой один из самых важных и разбираемых [1].

Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности» [7,  п.2.5]. Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период.

Проблемой познавательного развития детей занимались и русские, и зарубежные исследователи и педагоги. Представителями изучения данной проблемы являются: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и другие.

Психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и некоторые другие также работали над проблемой развития познавательных интересов у дошкольников [4, 6].

Представляемый в данной статье материал, по моему мнению, отвечает всем требованиям ФГОС ДО, и при правильном и вдумчивом подходе может быть успешно использован в коррекционно-развивающей работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста в инди­видуальной работе, а в старшем дошкольном возрасте и при работе с подгруппами. Речь идет о разноцветных камешках, имеющих название «Марблс».

В наше время камешки «Марблс» изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У дошкольников появляется возможность использовать дополнительные средства, возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, они начинают экспериментировать и творить.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Игра в «Марблс» признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. И это далеко не полный перечень…

К тому же, нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира и учение начинаются с удивления.

«Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», - так часто автор начинает свои занятия, -  «Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками». Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки «Марблс», и он начинает создавать свое волшебство.

Когда дети впервые увидели камешки «Марблс», то сразу же заинтересовались ими. А когда они узнавали, сколько всего интересного можно с ними сделать, то не переставали удивляться.

Первые работы маленьких волшебников были очень скромными по образному и цветовому решению. Дети могли выложить змейку, тропинку, червяка, цветочек без стебелька, круг, треугольник.

Но, так как интерес к ярким камешкам у детей с каждым занятием проявлялся все сильнее, автор начала включать этот вид работы в свои занятия регулярно, моделируя практическое применение относительно содержания разных образовательных областей.

В познавательной образовательной области – на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) – дети с удовольствием выполняли ориентировку на листе бумаги при помощи камешек, на ознакомлении с миром природы и с предметным окружением – выкладывали различные рисунки предметов и природы, контуры животных.

В речевой образовательной области – учились определять местоположение заданного звука в слове, выкладывая камешек соответствующего цвета на схему.

В художественно-эстетической образовательной области – выкладывали различные рисунки, составляли узоры. 

Постепенно возрастал интерес и мотивация детей к выполнению заданий, на занятиях они были более активны, а в творческих работах ярко проявлялась их индивидуальность и своеобразие решений учебных заданий. Результат был «на лицо».

Играя, ребенок не думает, что в процессе этой игры развивается. Он просто получает истинное наслаждение от самой игры, от манипуляций с разноцветными камешками.

Использование камешков «Марблс» нацелено на развитие у дошкольников познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи.

 Благодаря играм и упражнениям с камешками успешно решается целый комплекс задач достаточно легко и продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка:

  • Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Отрабатывать навык правильного произношения звуков, четкого произношения отдельных слов и фраз.
  • Обогащать словарный запас.
  • Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов.
  • Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру).
  • Работать над дифференциацией цветов.
  • Упражнять в счете.
  • Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев.
  • Развивать память, внимание, фантазию, творческое и логическое мышление у детей.

Шарики и декоративные камешки «Марблс» вызывают у дошкольников чувство радости и счастья, стремление трогать, перебирать и играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих каждое действие ребенка, значительно повышается его работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья. Дети становятся уверенными в себе, обогащаются положительными эмоциями. Нередко разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения или релаксации. По сей день эстетическая привлекательность «Марблс» удерживает интерес к этой игре у современных детей, наряду с новейшими, высокотехнологичными игрушками.

Опыт работы по использованию камешков «Марблс» для развития детей дошкольного возраста был обобщен на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 47» и рекомендован к использованию воспитателями всех возрастных групп. Апробированные упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. Занятие, проводимое педагогом, может включать одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия может также варьироваться педагогом.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Автор в своей деятельности использует материалы Интернет - ресурсов: https://nsportal.ru; https://dohcolonoc.ru; https://maam.ru; и делится комплексом эффективных упражнений и игр, представленным ниже.

Пальчиковая гимнастика:

Камешек в руке катаю,                             Шариком круги катаю,

Между пальцами верчу,                           Взад – вперед его гоняю.

Непременно каждый пальчик                  Им поглажу я ладошку,

Быть послушным научу.                           Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Он летает между рук

Игры:

  • «Собери по образцу». Цель: закрепление знаний по изучаемой лексической теме и их классификация. Предлагается картинка – образец, как в мозаике, по которому и необходимо свою картинку. Разновидности: дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков или просто картинка предмета для украшения её камешками.
  • «Найди свой цвет». Цель: закрепление названия цветов, упражнение в согласовании прилагательных с существительными. 
  • «Продолжи цепочку». Цель: развитие логики, закрепление цвета и упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
  • «Составь геометрическую фигуру». Цель: закрепление названий геометрических тел. 
  • «Смотри и говори». Цель: автоматизация поставленного звука. Картинки, подобранные на определенный звук с чистоговоркой или стихотворением.
  • «Выложи по контуру». Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
  • «Заполни изображение». Произвольное выкладывание по готовой картинке. Цель: закрепление изучаемой темы и работа над словарем, также задание для творчества. 
  • Звуко-буквенный анализ слов. Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.  Фишки-камушки выкладывать под буквами или в пустые клеточки – звуков. Красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.  
  • «Гусеница - модница» (как вариант). Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.  
  • «Кривое Зеркало». Цель: работа по коррекции дисграфии. Детям рассказывается история о буквах – модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались, где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения. 
  • «Знакомство с буквой». Цель: закрепление образа буквы. Дети выкладывают из камешков буквы.
  • «Волшебный мешочек» (два возможных варианта).

1 вариант: Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твёрдый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).

2 вариант: Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек – зелёный огурец, лук, крокодил и т. д., жёлтый камушек – жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

  • «Найди место камешку». Цель: развитие пространственного восприятия. Педагог дает устные задания типа: положите красный камушек в центр листа. Синий – в левый верхний угол, зеленый – в правый верхний угол, синий – в правый нижний; зеленый – в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
  • «Собери фигуру по инструкции». Цель: развитие пространственного восприятия.  От точки 2 клеточки вправо и т.д.  
  • «Помоги двум друзьям найти свои домики». Цель: развитие пространственного восприятия. По инструкции выложи дорожки (2 клеточки вправо, одна влево...) 
  • «Лабиринт сказок». Цель: развитие связной речи. У игры съемный верх, поэтому имеется множество вариантов сказок. Пройди лабиринт и расскажи сказку. Также лабиринт предметов на заданный звук, развитие фонематического слуха и закрепление звука, находящегося в автоматизации.  
  • «Крестики - нолики». Цель: развитие внимания, мышления и речи.
  • «Собери эмоцию». Цель: развитие эмоциональной лексики. 
  • «Звуковые дорожки» Цель: автоматизация поставленного звука.
  • «Сладкая колбаска». «Великолепный торт». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря.
  • «Веселый пейзаж». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря.  Оказывает эффект релаксации.  
  • «Сухой бассейн». «Найди и определи что это». Цель: развитие тактильных ощущений. Составление описательных рассказов об игрушке.
  • «Сад камней». «Цветущая полянка». Цель: развитие эстетического восприятия; обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации.
  • «На море». «Пейзаж – морское дно» (можно использовать с водой).  Цель: развитие эстетического восприятия, творчества, обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации.
  • «Секретик». Цель: развитие мелкой моторики, работа над предлогами. Эта деятельность расслабляет и успокаивает детей. 
  • «Золушка».  Цель: закрепление названия цветов. Согласование числительных с существительными. Варианты: разбери по цвету, разбери по форме, разбери по размеру.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 107-110. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/
  3. Афанасьева М.А. Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. - № 1(25). - М., Изд. «МЦНО», 2019. - С. 137-140.
  4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО–Пресс, 2010.
  5. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 2011. – №5. – с. 10-23.
  6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2010. – Т.2
  7. ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155) – п.2.5.   
  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2008.