Дата публикации: 23.01.2023
Автор: Слободян Ольга Анатольевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» г. Курск
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей средствами эмоциональной и речедвигательной организации среды для создания благоприятного психологического микроклимата в группе и расширения музыкального кругозора воспитанников.
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Образовательные:
1. Расширить представление о мире звуков;
2. Совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью;
3. Обучать элементам релаксации;
4. Закрепить навык определения пространственных отношений (вправо, влево, вперед);
- Развивающие:
1. Укреплять голосовой аппарат, развивать подражательность, умение владеть голосом, создавая шумовые композиции из звуков речи;
2. Развивать способности регулировать мышечный тонус ритмопластикой движений, умение переключаться с одного движения на другое;
3. Развивать внимание и слуховые данные, а также эмоциональную отзывчивость на музыку;
4. Совершенствовать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и общую моторику, творческое воображение;
5. Укреплять познавательный интерес к экспериментированию со звуками;
6. Закреплять навыки исполнительской деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), развивать чувство ритма;
- Воспитательные:
1. Воспитывать художественно-эстетический вкус и желание заниматься музыкальной деятельностью, формировать культуру слушания классической музыки, расширять кругозор детей;
2. Воспитывать дружеские, партнёрские отношения между детьми;
3. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Средства обучения:
1. Оборудование:
- проектор,
- ноутбук,
- детские музыкальные инструменты,
- карточки с изображением инструментов, цветов
- шумовые самодельные инструменты для экспериментирования со звуками: инструменты-самоделки, стакан с водой и соломинкой, листы бумаги, сухие веточки, бумажные втулки;
2. Наглядный материал:
- презентация «Путешествие в Звуколяндию»,
- видеопартитура оркестра детских музыкальных инструментов «Полька»
П.И. Чайковского;
3. Музыкальный материал:
«Песенка-чудесенка» М. Протасов;
Песенка-приветствие «Здравствуйте» сл. Е. Кошкаровой;
«Полёт на воздушном шаре» муз. К. Блюм;
«Марш» М. Роббера, «Звуки природы»;
«Утро», «В пещере горного короля» Э. Григ;
«Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Сладкая греза», «Полька» П.И. Чайковский;
«Гавот» Госак, «Весна» А. Вивальди;
«Вальс. Париж» Ф. Лемарк, «Испанские гитары»;
«Мир музыки» Е. Машечковой.
Ход занятия
Под «Песенку-чудесенку» Протасова дети входят в зал, образуя круг.
Муз. рук-ль:
Замечательный денек,
Сколько любопытных глаз.
Разрешите вас, ребята,
Поприветствовать сейчас!
Валеологическая песенка-приветствие с оздоровительным массажем
Муз. рук-ль. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Муз. рук-ль. Как ваше настроенье?
Дети. Очень хорошо!
Муз. рук-ль. Давайте заниматься?
Дети. Да-да-да!
Муз. рук-ль. Мы будем все стараться?
Дети. Так же как всегда!
Муз. рук-ль. Будем танцевать и песни распевать.
Прошу, ребята, вас за мною повторять!
Дети повторяют движения оздоровительного массажа по показу взрослого.
Муз. рук-ль. У меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы детей.) Звучат звуки природы. – Ребята! Что вы слышите? (Ответы детей.) Правильно, вы услышали звуки природы. Они вам нравятся? (Ответы.) Мир вокруг нас наполнен множеством разных звуков. Вам бы хотелось их послушать? (Ответы.) Тогда я приглашаю вас отправиться в удивительную страну под названием «Звуколяндия». А для того, чтобы путешествие наше вам запомнилось, глазки должны внимательно смотреть, ушки слушать, а голова думать. Итак, мы отправляемся…. Как настоящие путешественники, полетим туда на воздушном шаре. Усаживайтесь удобнее на ковре и….Полетели!
Под музыку « Полёт на воздушном шаре» муз. К. Блюм дети выполняют логоритмическую композицию «На воздушном корабле» Е. Соколова
(дети сидят на ковре «по-турецки», руки на коленях)
Мы летим над облаками, - развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево
Мы хватаем их руками, - выполнять хватательные движения 4 раза
Задеваем головой. Ой! - наклонить голову и накрыть её двумя руками
Если дома не сидится - поманить к себе 3 раза одной рукой
Приглашаем прокатиться - 3 раза другой рукой
По дорожке голубой - вытянуть обе руки вперёд и развести в стороны ладошками
Радуга цветная - нарисовать радугу правой рукой слева направо вверх
Спинку выгибает - нарисовать радугу левой рукой справа налево
Это нам от солнышка - руки согнуты в локтях, ладони повернуты на зрителя, пальцы
Тёплого привет растопырены. Поднять руки вверх и опустить.
Звёздочки мигают -4 раза обеими руками одновременно сжать и разжать кулачки
Нам добра желают - Скрестить руки на груди, покачаться вправо – влево
Мы им улыбнёмся - улыбнуться, развести руки в стороны
И споём в ответ - положить руки на колени
Ля-ля-ля - пропеть короткую мелодию, легко похлопывая руками по коленям.
Звучит музыка, на экране открываются ворота.
Муз. рук-ль. Вот мы уже и на месте. Как вы думаете, кто живет в стране Звуколяндии? (Ответы детей) Пора познакомиться с этими жителями. Пойдем по музыкальной дорожке, куда-нибудь она нас обязательно приведет.
Музыкально-игровая гимнастика «По дорожке».
По извилистой дорожке
Предлагаю вам пройти.
Может, сможете, ребята,
В сказку весело войти.
Идем спокойно, не спеша, Дети идут спокойным шагом под музыку
Прямо голову держа, «Марш» М. Роббера.
У всех осанка хороша.
Как солдаты мы шагаем, Дети маршируют высоко поднимая
Выше ноги поднимаем. колени, руки вдоль туловища под
Рук нельзя нам поднимать, «Марш деревянных солдатиков»
Только ножками шагать. П. И. Чайковского.
Спину прямо всем держать,
Чтобы была видна стать.
Вот пещера перед нами, Дети идут полу приседом под музыку
Чтоб пройти присядем с вами. Э. Грига «В пещере горного короля»
Полу приседом пойдем,
Чтоб не стукнуться нам лбом.
Побежим мы как лисички Легкий бег, дети показывают «повадки»
Очень хитрые сестрички, лисы под музыку «Гавот» Госак.
Будем хвостиком вилять,
Будем след свой заметать.
Сказочные цветы на поляне Танец-фантазия «Вальс цветов»
Распустились. П. И. Чайковский.
В вальсе цветов они
Закружились.
Так красиво танцевали,
Но немного мы устали дети останавливаются.
Муз. рук-ль. Мы с вами пришли к какому-то сказочному городку. Присядем на стульчики и узнаем, кто здесь живет.
Видеоклип «Звуки шумовые»
Муз. рук-ль. Кто же жители этих сказочных домиков? (Ответы детей) Правильно. Это – звуки шумовые. А можно такие звуки спеть или сыграть? (Ответы.) Чтобы узнать правильные ответы на эти вопросы предлагаю поэкспериментировать со звуками с помощью голоса, звучащих жестов и шумовых музыкальных инструментов.
Самолет – голосом у-у-у-у-у
Поезд – чух –чух –чух –чух
Стук в дверь - постучать кулачком по деревянной поверхности
Скрипит дверь – инструмент – самоделка
Кипит вода – подуть в соломинку, опущенную в стакан с водой
Огонь в камине трещит – поломать сухие веточки дерева
Шуршание бумаги – пошуршать листом бумаги
Озвучивание стихотворения «Звуки шумовые»
Посмотрите, в небе шумно
Пролетают самолёты (звук самолёта)
А по рельсам мчится поезд
Слышен громкий стук колёс (звук поезда)
Постучался кто-то в дверь (стук)
Дверь открылась, заскрипела (скрип)
На плите вода в кастрюле
Забурлила, закипела (звук кипения)
Огонь в камине затрещал (треск)
Лист бумажный зашуршал (шуршание)
Муз. рук-ль. А теперь я предлагаю вам с помощью звучащих жестов вашего тела изобразить звук шагов (дети топают), хорошо, звук аплодисментов (дети хлопают). Молодцы! Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента? (Шумовые звуки можно услышать и попытаться их изобразить).
Вы отлично справились со всеми заданиями!
Предлагаю себя похвалить.
Дыхательная гимнастика «Ах, какой хороший я!»
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Муз. рук-ль. Что-то мы загостились здесь. Пора отправиться дальше, и познакомиться с другими жителями волшебной страны. А дорога нам предстоит очень сложная.
Ритмопластика «Трудная дорога»
Мы находимся в темном, страшном лесу. Чтобы его пройти, нам нужно двигаться очень осторожно, чтобы заколдованные деревья не зацепили нас своими зловещими ветками. Поднялся сильный ветер с градом и дождем. Ветер пытается сбить с ног. Будьте осторожны. Под ногами у нас топкое болото. Необходимо осторожно перепрыгивать с кочки на кочку, чтобы не провалиться в болото. Наконец мы миновали болото. И впереди у нас пропасть, через которую перекинут узкий мостик, с которого очень легко сорваться вниз. Вот уже виднеются сказочные домики, мы на месте. Присядем на стульчики и познакомимся с жителями этого городка.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Сладкая греза»
Муз. рук-ль. Ребята! Что вы услышали сейчас? (Ответы.) Это тоже звуки шумовые? (Ответы.) Конечно же, нет! Это звучала музыка, а значит, звуки были какие? Музыкальные.
Видеоклип «Звуки музыкальные»
Муз. рук-ль. Вот видите, мы сами назвали жителей этого городка. А где же «живут» настоящие музыкальные звуки? (В музыкальных инструментах и в голосе.) Правильно. Эти звуки мы можем спеть или сыграть на каком-либо музыкальном инструменте.
Звуки разных инструментов
Слышим мы вокруг!
Есть у каждого свой голос,
Свой неповторимый звук!
Что звучит, вы отгадайте!
И ответ мне верный дайте!
Сейчас я предлагаю вам послушать звучание разных музыкальных произведений и отгадать, какой инструмент - главный, а затем выбрать карточку с нужным изображением и показать нам.
Музыкально-дидактическая игра « Какой инструмент звучит?
1. Фортепиано «Камаринская» П.И. Чайковского
2. Скрипка « Весна» А. Вивальди
3. Аккордеон «Вальс. Париж» Ф. Лемарк
4. Гитара « Испанские гитары»
Муз. рук-ль. Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием. Обратите внимание на эти музыкальные инструменты. Вы их слышите? (Ответы.) Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на инструментах.) Выбирайте музыкальные инструменты и все вместе сыграем замечательную музыку П.И. Чайковского «Полька».
Оркестр детских инструментов «Полька» П.И. Чайковского
Муз. рук-ль. Мы с вами познакомились со звуками, которые живут на улице, дома, в предметах, в музыкальных инструментах. А кто скажет, где живет звук у человека? (Ответы).
Музыкальный опыт «Откуда берётся голос?»
- Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а ещё лучше… петь! И нам с вами пришла пора воспользоваться нашими голосами и спеть замечательную песню.
Если хочешь стоя петь, головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.
«Мир музыки» Е. Машечковой
Муз. рук-ль. Вам понравилась наша музыка? (Ответы.) А покажите, какими цветами радуги она переливалась? (Дети выбирают цвета и показывают). Ваши голоса разные, и поэтому они переливаются разными цветами.
А наше путешествие подошло к концу. В какой стране мы с вами побывали? (Ответы.) С какими звуками познакомились? (Ответы.) Какие из них вам понравились больше всего? (Ответы.) Пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шар. Усаживайтесь удобнее на ковре, кто хочет, может прилечь, и…. Полетели!
Релаксация под музыку « Полет на воздушном шаре» К. Блюм.
Муз. рук-ль. Вот мы и вернулись в детский сад. А на прощанье я хочу подарить вам свою улыбку. А вы если захотите, можете поделиться своей улыбкой со мной и с друзьями? До свидания.