0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 25.01.2023

Автор: Мордвинова Снежана Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Азевская основная общеобразовательная
школа Агрызского муниципального района
Республики Татарстан»

Вы все, наверное, видели передачу «Удивительные люди», где люди демонстрируют уникальные способности своей памяти, действительно диву даешься, как это вообще возможно. Оказывается, они пользуются одним из приемов запоминания.       

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся несколько мнемонических приемов, которые облегчили запоминание правильного написания слов из словаря.

Приведу примеры работы над конкретными словами.

При работе со словом “девочка” вывешиваю рисунок и спрашиваю, какой возглас восхищения издаем мы, когда видим опрятную и хорошо выглядящую девочку? “О!” Мы говорим: “О! Девочка!” Таким образом, акцентирую внимание на букве гласного, находящегося в слабой позиции.

“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите  в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

“Деревня” В деревне все дома сделаны из дерева. В слове “деревня” в слабой позиции пишут букву гласного “е”.

“Крестьянин” Человека, который работает на земле, называют крестьянином. Он должен быть крепким. Буква “е” из слова “крепкий” перепрыгнула в слово “крестьянин”.

Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой ё. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.

Правило тоже можно нарисовать. Например, правило "Частица НЕ с глаголами пишется раздельно" изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу НЕ.

Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Например, в слове "погода" вместо буквы "о" можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые "о" в словах "морковь", "огурец", "ворона", "молоко". Нарисуем ворону с сережками в виде двух "о" или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

Можно использовать звуковые ассоциации.

- Дед в деревне.

- Машина у Маши.

- Дети дежурные.

- Пенал моют пеной.

- Павел в пальто.

- Собака Соня.

- Лопата сломана.

(Созвучие под ударением)

Очень хорошо воспринимаются детьми мнемотаблицы, мнемоквадраты

Суть мнемотаблиц ( пиктограммы) заключается в следующем: на каждое слово или предложение, главу  придумывается картинка (изображение); т.о.весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы    - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Такую работу можно проводить на уроках литературного чтения при пересказе текстов. Ребенок учится во- первых делить текст на части, во- вторых выделять главное, в-третьих развивается связная речь, а так же развитие моторики.

Не делайте ставку на механическую память и на многократное повторение. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Когда мы выбираем учебники, мы всегда стараемся выбрать хорошо иллюстрированные книги. Иллюстрации позволяют лучше понять учебный материал. Многие фундаментальные принципы мнемотехники зафиксированы в языке в виде пословиц и поговорок: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.

И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие связной устной речи.

Вывод.

Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют "думать при запоминании", "осмыслить запоминаемый материал".