Дата публикации: 03.03.2023
Автор: Меркулова Светлана Александровна
Инструктор по физической культуре
Дошкольное отделение МБОУ СОШ №30,
Городской округ Подольск
Ключевые слова: русские подвижные игры, дошкольники, двигательная активность, народные традиции.
Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных вышибал, казаков-разбойников, классиков, пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же как сказки, и песни. И мы , и наши дети любят играть а русские народные подвижные игры. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение.
Игра – это основное средство всестороннего развития ребенка. Подвижные игры способствуют увеличению двигательной активности детей, что очень актуально в наше время.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом. Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалочками и зазывалками.
Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передача и ловля мяча и сопротивления). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить досуг новым содержанием. Созданием условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздников, в изготовлении атрибутов и декораций.
Главным показателем успешности праздничного мероприятия является эмоционально окрашенная атмосфера. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, их заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей праздника. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их влечение и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представление, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, помогать друг другу, развивать чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
Педагоги нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений.
Играя с детьми в русские народные игры мы добились следующих результатов: у детей возрос интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представление детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности. Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалочки и скороговорки.