0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 05.03.2023

Автор: Кропачева Ольга Юрьевна
преподаватель
МБОУДО Лугоболотная ДШИ
п. Юбилейный Оричевского района Кировской области

Цель урока:

Достижение выразительного звучания инструмента при использовании штриха legato, развитие творческих и исполнительских способностей.

Образовательные задачи:
• Научить грамотно работать с нотным текстом;
• Ознакомить с основными терминами в сочетании с работой над    

   художественным исполнением;

  • Организовать исполнительский аппарат;

Воспитательные задачи:
• Воспитывать творческое отношение к работе над техническим приемом ;
• Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту.
Развивающие задачи:
• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
• Развитие двигательно-игровых навыков;
• Развитие слуховых впечатлений через правильное интонирование;

Тип урока: концертно-демонстративный

Форма урока: концертно-демонстративный с элементами интервью

Принципы подачи материала:

  • Демонстрация подготовленного концертного и дидактического материала;
  • Доступность, посильность;
  • Эмоциональность;
  • Настрой ученицы на музыкально-выразительное исполнение произведений;
  • Наглядность;
  • Обоснование эстетической ценности произведения;
  • Здоровьесбережение.

Дидактический материал:

  • «Школа игры на фортепиано» под  общей редакцией Николаева А., изд. «Музыка», 1994г.
  • Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», 1986г., изд. Второе «Советский композитор».

Этапы урока:

I. Вводный этап—1 минута

1. Приветствие, вступительное слово преподавателя, эмоциональный настрой, представление ученицы 2 класса Волчанской Вари, ознакомление с темой урока.

II. Введение в тему–7 минут

Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств; при помощи каких средств музыкальной выразительности создаются художественные образы произведений.

III. Практическая часть урока– 25 минуты

1.Разыгрывание

  • Работа над гаммой До минор (легато в гамме, аппликатура)
  • Упражнения
  • Работа над Этюдом Николаева А., До мажор
  1. Здоровьесбережение – 3 мин
  2. Работа над мелодией в пьесе Книппера Л. «Полюшко-поле»
  3. Заключительная часть

Подведение итогов урока. Саморефлексия—5 мин

 Предполагаемые результаты

  • Развитие навыков публичного выступления
  • Обогащение эмоционального и музыкального опыта
  • Углубление знаний, умений и исполнительских навыков, направленных на формирование музыкального слуха

                                                                                  

  1. Вступление.

Здравствуйте, уважаемые преподаватели! Здравствуй, Варя! Сегодня на уроке будет показана работа над закреплением штриха легато. Мы с тобой попытаемся создать художественный образ при помощи средств музыкальной выразительности.

       II.  Введение в тему.

Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. К средствам музыкальной выразительности относятся: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, размер, гармония, лад, мелодия, интонация, фактура, штрихи, паузы, музыкальная форма произведения. Мы остановимся на штрихах и динамике.

Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». Особенностью музыки в том, что она может с непосредственностью и огромной силой передать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Музыка представляет собой временной вид искусства, исполнение сиюминутно,  в отличие от живописи, скульптуры и т.п. Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те чувства, которые стремился передать композитор.

Преподаватель играет несколько мелодий с интонированием и без него, обращая внимание ученицы на разницу в качестве исполнения. Ученица слушает, оценивает и убеждается в необходимости интонирования.

При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, которые называются штрихами:

- игра отделёнными друг от друга звуками (non legato);

- игра связанными между собой  звуками (legato);

- игра короткими звуками (staccato).

         Наиболее сложной проблемой фортепианной игры является исполнение кантилены, так как певучий, мягкий и долго тянущийся звук противоречит характеру фортепианной механики.     Исполнение мелодии легато на фортепиано невозможно без интонирования, поэтому при работе над этим штрихом нужно идти от пения. Конечно, на фортепиано полностью подражать пению невозможно, однако, как сказал Г. Нейгауз: «Когда мы выставляем невозможное в качестве требования, то можем достичь высшей степени возможного».

           

III.  Практическая часть.

1. Разыгрывание.

Преподаватель: перед работой над данной пьесой очень полезно уделить время упражнениям на разные виды техники, разогреть ручки.

На всех этапах обучения техника, как средство музыкальной выразительности,  даёт возможность свободнее, глубже, полнее раскрыть содержание музыкального произведения. Необходимо, чтобы занятия упражнениями были систематическими и осмысленными.

В игровой форме ребенок легче и незаметнее для себя развивает игровой аппарат и приобретает необходимые пианистические навыки. Упражнения должны быть короткие и простые. Необходимо осуществлять слуховой контроль за качеством звучания.

Работа над штрихом legato в гамме до минор         

Работа над аппликатурой в гамме до минор

Упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения legato на фортепиано:

  • «Серенький бычок» (5 звуков легато активного характера в восходящем и нисходящем поступенном движении от звуков первой октавы в разных тональностях с движением мелодии к последнему звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве);

«Утка» (движение 5-звучной мелодии легато певучего характера по звукам трезвучия чередуется с восходящим и нисходящим поступенным  движением от звуков первой октавы в разных

тональностях с интонированием мелодии к главному звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве).

  • Работа над Этюдом До мажор А.Николаева для развития технических и интонационных возможностей ученицы.

 

2.  Здоровьесбережение  (физкультминутка)

  • Упражнение для глаз:поморгать глазками быстро, потом закрыть глаза.
  • Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.

Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

  • Упражнение:свободные повороты  головы«Да-да-да»(киваем головой вперед), «Нет-нет-нет» (поворачиваем голову вправо и влево), «Ай-я-яй» (качаем головой)

3. Работа над мелодией в пьесе Книппера Л. «Полюшко-поле».

Преподаватель: Расскажи о характере произведения? Какими средствами музыкальной выразительности композитор это показал в музыке?

Варя: Характер грустный, взволнованный. Пьеса написана в размере 4/4  мелодия плавная. Это достигается длинными лигами, короткими снятиями, оттенком пиано.

Педагог: А каким штрихом исполняется пьеса?

Варя: legato.

Преподаватель:  «Полюшко-Поле» Льва Книппера – одна из первых советских массовых песен, которую многие считали народной (как и песни других авторов:«Три танкиста», «Катюша», «Ой цветет калина»).Она относится к жанру так называемых «оборонных песен», воплотивших настроения последних мирных лет накануне  Второй мировой войны. Характер строгого песнопения вселял уверенность у защитников нашей страны и страх у врагов. Форма произведения – песенная одночастная. Мелодия напоминает  интонации старинных русских напевов.  Автор использует только трезвучия, что характерно для музыки русского православия. Размер 4/4. В данном случае аккорды, «стучащие» в аккомпанементе на каждой четверти, имеют яркое изобразительное значение, они помогают представить себе проходящего мимо слушателей кавалеристский отряд.  Динамическое развитие в исполнении этой песни, является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. Тихо, издалека рождается песня, приближается, достигая кульминации.  Затем, постепенно стихая, отряд исчезает за горизонтом.

Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.

 

IV. Заключительная часть. Подведение итогов.  Саморефлексия.

Преподаватель:

Музыка обладает собственным языком. Главная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его слушателю.

Варя, ты хорошо поработала дома и на уроке. Благодаря средствам музыкальной выразительности, тебе удалось передать художественный образ исполняемой  пьесы. Хочется отметить основные условия твоей успешной работы: осмысленность занятия, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной цели. Ты молодец!

Ученица умеет перечислять и узнавать основные средства музыкальной выразительности. Старается вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Она понимает характер произведения, художественный образ. Девочка принимает активное участие в разборе музыкального материала. На уроке преподавателем были заданы вопросы по теме, на которые  ученица дала правильные ответы.

Запланированный ход урока выполнен. На уроке  при работе над музыкальным образом удалось  добиться положительных результатов. Цель урока достигнута. Учащаяся чувствует удовлетворение от качественно выполненной работы на уроке, самочувствие учащейся хорошее.

 

Домашнее задание

  • Добиваться при исполнении легато разного уровня динамики
  • Правильно интонировать музыкальные фразы в пьесе Книппера «Полюшко-поле»
  • Внимательно себя слушать

Используемая методическая литература:

1. Шмидт-Шкловская  А.А. « О  воспитании  пианистических  навыков»,  2013г. - М.,  Издательский  дом  «Классика  21»,

2. Е. М. Тимакин  «Воспитание пианиста» Метод. пособие /. - 2-е изд. - Москва : Сов. композитор, 1989.