0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 07.03.2023

Автор: Морозова Галина Федоровна
Учитель музыки
МБОУСОШ№4 г Миллерово

По данным психологов, желающих учиться с каждым годом становится всё меньше.50% первоклассников не хотят учиться. С течением времени их становится еще меньше. Это говорит о том, что уже в начальной школе учебная мотивация отсутствует или очень слабая — дети отвлекаются, шумят, не выполняют домашние задания. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, к своему предмету? Что делать, чтобы победить такую проблему? Можно ли управлять развитием мотивации?

Управлять мотивацией -   формировать определенное отношение к школе. Надо создать такую ситуацию, где мотивы и цели развивались с учетом прошлого опыта, чтобы был результат для самого ученика Мотивы делятся на те, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха.

Разберем формирование мотивации на разных этапах урока.

 

* Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель осуществляет исходную мотивацию:

  • Актуализирует мотивы предыдущих достижений (выступали на концерте ,написали олимпиаду)
  • усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (не ответили на некоторые вопросы, что помешало победить),
  • усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

* Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач

* Этап завершения урока. Важно, чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение учителя. Важно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

  Интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, интегрированных уроков, , уроков защиты творческих заданий, через , игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей познавать новое.

Часто используемые приёмы:

  • Приём “Фантастическая добавка ”Учащемуся предлагается представить себя волшебной палочкой дирижера, какие приключения могли произойти с ней? Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительно
  • Приём “Отсроченная отгадка”.Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с композитором, который имел цветовое восприятие звуков. (А. Скрябин)
  • При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ:
  • «Щелкунчик», соната №7, «Князь Игорь».
  • Наиболее действенным приёмом формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. «Угадай музыкальный инструмент» Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Монотонная деятельность быстро их утомляет. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке музыки   во 2-м классе предлагаю узнать тему урока, разгадав кроссворд и прочитать ключевое слово «Опера»

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность персонажей и сказочных героев опер, балетов, музыкальных спектаклей. 

 Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. (Например С.Прокофьев «Болтунья» (не надо браться за все дела сразу, ничего не успеешь, лучше выбрать что-нибудь одно и сделать качественно)

Мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение потешек частушек., издание книжек, публичные выступления перед родителями, одноклассниками.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • "Оратор"

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • "Композитор"

Если бы вы были композитором .какую бы музыку написали к этим стихам, картине….,

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам этот музыкальный термин?

…………………

  • "Кумир"

Изображение «кумиров по жизни». (показать мимикой, жестом и пантомимой любимого исполнителя ,композитора)

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития Это можно сделать в начале года

  • попросить учеников ответить на ряд вопросов:
  • А. На что был похож прошлый учебный год?
  • На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

 

В обучении необходима обратная связь   учителя и ученика.

Проектная деятельность –  Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “(Например, проект моей ученицы, опубликованный на странице Всероссийского  проекта  «Семья Победы»   «Роль песен войны  в жизни моего прадеда», «И искусство сражалось с войной»(на примере жизни моей прабабушки .жительницы блокадного Ленинграда)

На своих уроках использую информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках позволяет повысить мотивацию учащихся. Урок становится более интересным, если его материал представлен на экране в красках, со звуком, с анимацией.

Все перечисленные приёмы активно используются многими учителями музыки.(фрагменты опер. биографии композиторов, интересные факты, мультфильмы о музыке, видео-караоке )

Приемы, способствующие повышению мотивации младших школьников

  • как можно чаще ставить учеников в ситуацию выбора целей, заданий, форм реализации целей;
  • помогать ученикам видеть связь между усилиями и результатом труда;
  • постоянно ориентировать ученика на самооценку деятельности;
  • помогать ученикам быть ответственными за свои промахи и удачи;
  • сделать ситуацию успеха достижимой для каждого (использование лексики: «Я уверена, что у вас все получится...», «У меня не было сомнений, что вы...», «Я согласна»; фиксировать всеположительные изменения;);
  • создавать условий для реализации и демонстрации способностей каждого (индивидуальных и творческих);
  • организовывать самоопределение (хочу и могу), целеполагание (что надо сделать), рефлексию деятельности учащихся (чего я достиг?);
  • использовать учебный материал как предмет активных мыслительных и практических действий (развивающие и проблемные методы, самостоятельные проектные работы, творческие задания, обмен мыслями, мнениями...);
  • предлагать детям в помощь опорные сигналы
  • выстраивать интегрированные уроки, расширять границы познавательной активности;
  • каждые 5-7 минут сменять вид деятельности. включать в урок музыкальные разминки. гимнастику для глаз
  • активно использовать игру, моделирующую деятельность (конкурсы, викторины, соревнования, праздники; «Вы сегодня не ученики, а композиторы,дирижеры, солисты оркестра .исполнители)

. Детям нужен успех.

Успех — это когда держишь связь с миром и учишь людей чувствовать, находишь способ связывать людей, у которых нет ничего общего кроме мечты..И.С.Бах писал что значит успех для него:

93252