0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 09.03.2023

Авторы: Хайдукова Ольга Юрьевна,
Рогачевская Елена Сергеевна
Воспитатели
Детский сад 7

Актуальность: Любовь к своей родине начинается с любви к природе. А природа России – это неповторимый, уникальный и многогранный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. У ребенка пробуждается непосредственный интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. И наш долг, в том числе и наших детей – сохранить красоту и богатство природы для будущих поколений. Однако большинство современных детей редко общается с природой. А меньше всего дети знают об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – заповедниках, заказниках, национальных парках. Мало знают о природном и растительном мире, которые охраняются в них. Небрежное отношение к природе начинается с недостатка экологического образования и воспитания. А в условиях современного мегаполиса экологическое воспитание с каждым годом приобретает все большую актуальность. Одним из негативных последствий экологического кризиса является катастрофическое сокращение популяций, и даже полное исчезновение многих видов животных и растений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребёнка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Мной была выделена проблема - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась, жизненно важная привычка бережно относится к объектам живой природы.
Поэтому участие дошкольников в проектной деятельности позволит детям больше узнать о животном и растительном мире в охраняемых зонах природы родной страны, научиться правильному отношению к ним. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. И наша главная задача вместе с родителями научить детей любить природу, помочь осознать важность её охраны и восстановления, формировать экологически целесообразное поведение.
Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей.
Цель проекта: определение системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об особо охраняемых природных территориях родной страны (национальных парках и заповедниках) : разнообразии ее животного и растительного мира; необходимых норм поведения, направленных на сбережение природных богатств нашей страны.
Задачи проекта:
Организационные задачи:
1. Построение образовательного процесса в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми;
2. Создание условий для общности интересов педагогов, родителей и детей
3. Включение родителей в совместную проектную деятельность
4. Обобщение и трансляция опыта, полученного в ходе работы над проектом
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с понятием «заповедник», «заказник, «национальный парк» и ролью человека в жизни его обитателей;
2. Познакомить детей с особо охраняемыми зонами на территории России, их назначением;
3. Сформировать представление детей о разнообразии охраняемых растений в ООПТ;
4. Обогатить и закрепить знания детей о многообразии животных в заповедниках России, их образе жизни, питании, жилищах, о жизни в разные времена года, о классификации диких животных (травоядные, хищники) ;
5. Познакомить с понятием «Красной книга России», с дикими животными и растениями, занесенными в Красную книгу на территории исследуемых в проектной деятельности ООПТ;
6. Развивать познавательный интерес, экологическое мышление;
7. Учить анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать элементарные умозаключения;
8. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира родной страны;
9. Развивать у детей интерес к пониманию взаимосвязей в природе и места человека в них;
10. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком;
11. Побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности;
12. Формировать у детей осознанные представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;
13. Развивать эмоционально-доброжелательные отношения к объектам природы;
14. Формировать навыки продуктивной деятельности
Воспитательные задачи:
1. Прививать навыки экологической культуры и экологической ответственности;
2. Воспитывать заботливое отношение к природе;
3. Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
4. Закрепление навыков коллективной работы: умение распределять роли, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
5. Воспитывать духовно-нравственные и культурные ценности у детей через приобщение к миру природы
Методы реализации проекта:
Практические методы:
- создание развивающей среды в группе и на площадке;
- проведение целевых прогулок по территории образовательной организации и наблюдение за живой и неживой природой;
- оформление в группе тематических плакатов, уголка природы и папок-передвижек по экологическому воспитанию дошкольников.
Словесные методы:
- проведение бесед с дошкольниками;
- чтение стихов и художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- дидактические и подвижные игры.
Наглядные методы:
- выставки детских работ и совместных с родителями поделок;
- наблюдения;
- проведение викторин;
- рассматривание иллюстраций
Формы работы с детьми:
- беседы с рассматриванием картинок, ситуативный разговор, викторины;
- дидактические, сюжетные, театрализованные игры;
- чтение художественной и научной литературы;
- продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование) ;
- выставки;
- досуги, развлечения, слушание музыки,
- просмотр мультимедийных презентаций и видеофильмов про заповедники и их обитателей;
- физкультминутки, пальчиковые и подвижные игры
В режимные моменты происходит интеграция различных видов деятельности.
Средства реализации проекта:
Материалы и оборудование:
- методическое обеспечение проекта;
- материально-техническое обеспечение проекта;
- мультимедийное оборудование для воспроизведения аудио- и видеоряда;
- иллюстративный материал по теме проекта;
Ожидаемые результаты После завершения проектной деятельности дошкольники смогут:
• получить представление о том, что такое заповедные места, для чего они созданы и какова роль человека в жизни их обитателей;
• обогатить знания о диких животных в заповедниках нашей страны, их образе жизни, питании, жилищах, о жизни в разные времена года, о классификации диких животных (травоядные, хищники) ;
• познакомятся с Красной книгой России, с дикими животными и растениями, занесёнными в Красную книгу; с исчезающими видами животных и растений;
• научатся делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
• получить позитивный опыт реализации собственных замыслов;
• получить желание заботиться об окружающей природе и гордиться ее красотой;
• обогатить тематику художественного творчества и игры
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, специалисты, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Проект по количеству детей: коллективный (групповой) проект
Срок реализации проекта: проект долгосрочный
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Планирование образовательной деятельности в рамках проекта
Национальный парк «Красноярские столбы»
Проведение цикла бесед: «Заповедные места России», «Лес – дом для животных»
НОД: «Национальный парк «Красноярские столбы», «Красная книга России»
Чтение худ. лит-ы (экологические сказки, рассказы, стихотворения) :И. С. Соколов-Микитов «Год в лесу», «Русский лес», И. А. Бунин «Осень. Чащи леса», «В лесу»
Рассматривание иллюстраций: «В лесу», «Дикие животные», «Растения», «Деревья»
Использование ИКТ: показ мультфильмов «В лесной чаще», «Лесные путешественники», «Лесная история», «Чьи в лесу шишки»
Наблюдения на прогулке и из дома в сад и обратно, на участке «Каких мы знаем птиц», «Кто прилетел к нам на участок», «Определяем возраст дерева»
Продуктивная деятельность:лепка «Марал»
Изготовлениение лэпбука: Национальный парк «Красноярские столбы»
Книжная выставка: «Это интересно»
Оформление Красной книги «Наша Красная книга»
Оформление каталога детских рисунков; Национальный парк «Красноярские столбы»
Прослушивание классических музыкальных произведений: Ф. Шопен «Таинственный лес», Л. Гласс «Симфония №3 Лесная», Н. Римский-Корсаков «Гимн природе», Д. Шостакович «Песнь о лесах»
Методическая разработка дидактической игры «С какого дерева плоды и семена»
Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Охотники и зайцы»
Д/и Логико малыш: «Растения», «Животные», «Кто в лесу живёт», «Что растёт в лесу»
Раскраски: «Животный мир», «Деревья», «Грибы», «Ягоды»
Национальный парк «Земля леопарда»
Беседы: «Животный и растительный мир национального парка «Земля леопарда»
НОД: Национальный парк «Земля леопарда»
Мастер - класс: «Смешные зверята» (нанесение аквагрима)
Мастерская мамы: поделки из бросового материала «Дикие кошки» (втулки от туалетной бумаги, бумажные стаканчики, баночки из-под йогуртов)
Выпуск стенгазеты «День тигра»
Сочинение сказки «Тигр, которому было грустно»
Изготовление макета: Национальный парк «Земля леопарда»
Лепка «Пластилиновые кошки»
Книжная выставка «Хвостатые, полосатые»
Прослушивание классических музыкальных произведений Э. Григ «Птичка», «Шум леса», «Голоса птиц»
Оформление альбома детских рисунков «Дикие кошки национального парка «Земля леопарда»
Оформление Красной книги «Наша Красная книга»
Постановка тематического танца «Танец леопардов»
Изготовление масок «Весёлые тигрята»
Использование ИКТ: показ мультфильмов «Кунг – фу Панда», «Мадагаскар», «Маугли», «Аладдин», «Дом для леопарда», «Лео и Тиг»
Продуктивная деятельность Рисование на тему: «День тигра»
"Большой Арктический заповедник»
Беседы: «Эта загадочная Арктика»
НОД «Большой Арктический заповедник»
Постановка тематического танца «Танец белых медведей»
Изготовление макета «В Арктике»
Изготовление зверей для пальчикового театра (из бросового материала) «Смешные зверята»
Книжная выставка «В суровой Арктике»
Прослушивание классических музыкальных произведений Чайковский П. И. «Времена года. Декабрь»
Оформление каталога детских рисунков «Животные Большого Арктического заповедника»
Оформление Красной книги «Наша Красная книга»
Выставка совместных работ родителей и детей «Животные Большого Арктического заповедника»
Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Белые медведи»; лепка: «Моржи»
Использование ИКТ: показ мультфильмов «Умка», «Умка ищет друга»
«Алтайский заповедник»
Составление описательных рассказов по иллюстрациям Как мы можем помочь лесу? »,
Загадки о природе «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Грибы и ягоды», «Рыбы»
НОД «Знакомство детей с Алтайским заповедником»
Прослушивание классических музыкальных произведений о лесе П. Чайковский «Благословляю вас, леса», «Еловый лес зимой»;Сен –Санс «Карнавал животных» -Лебедь; Э. Григ «Птичка»
Книжная выставка «Удивительный мир животных и растений»
Опытно-экспериментальная деятельность: «У какого дерева иголки длиннее? »
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Пластические этюды «Угадай зверя»
Оформление каталога детских рисунков «Животный мир Алтайского заповедника»
Методическая разработка дидактической игры «Отгадай чьё это»,
«Найди чей след»
Чтение художественной литературы В. В. Бианки «Лесные домишки», М. М. Пришвин «Лесной шатёр», Г. Снегирёв «След оленя», Р. н. с. «Заяц – хваста», А. Плещеев «Ель», Г. А. Скребицкий «На лесной полянке», И. Токмакова «Деревья»
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы»
Д/и «Лекарственные растения», «Что за животное», «Найди деревья по листьям», «Где чей хвост», «Где чей детёныш», «Что едят эти животные»
Изготовление кормушек для птиц: «Кормушки своими руками»
Физкультурно-экологический досуг «Путешествие в Алтайский заповедник»
Оформление Красной книги «Наша Красная книга»
Продуктивная деятельность :конструирование из бумаги «Весёлые зверята»
Продуктивная деятельность: лепка с использованием природного материала «Белка»; рисование «Снежный барс» ;аппликация «Зайчата»